Как развивать речевой аппарат правильно: формирование прикуса от сосания пустышки

Инфантильный тип глотания – правила исправления с комплексом артикуляционной гимнастики

«Жуй-жуй! Глотай!» — знакомый всем лейтмотив одной из серий киножурнала «Ералаш». А я вам расскажу о том, как глотать правильно, и что нужно делать, если этот процесс нарушен. Многие удивятся: разве можно глотать неправильно? Ведь, как считает большинство, глотание относится к рефлекторным реакциям организма, таким как дыхание, слюноотделение, отдёргивание руки от горячей поверхности и т.д. Тем не менее, можно глотать неправильно! Называется это явление — инфантильный тип глотания.

Что такое инфантильный тип глотания?

Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания. Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление, и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. Такой тип глотания называется инфантильным. До прорезывания первых зубов инфантильный тип глотания является физиологической нормой. Но по мере появления зубов сосание заменяется жеванием, а инфантильный тип глотания перестраивается на соматический. Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань. Внешне инфантильный тип глотания у детей (не младенцев) и взрослых вполне различим: при неправильном глотании язык прокладывается между верхними и нижними зубами и в боковых пространствах между зубами. Есть ещё вариант: язык во время неправильного глотания не прокладывается между зубами, а упирается в нижние резцы. Причины инфантильного типа глотания разные: длительное сосание соски, искусственное вскармливание, короткая уздечка языка, сосание пальца на протяжении длительного времени, преобладание в рационе ребенка жидкой пюреобразной пищи, ротовое дыхание, в общем, все то, что способно удерживать язык длительное время на дне полости рта.

Нужно ли исправлять неправильное глотание?

Конечно! Неправильное положение языка создаёт неблагоприятную ортодонтическую ситуацию во рту: дистальный прикус, передний и боковой открытый прикусы, недоразвитие верхней челюсти и опережающее развитие нижней, сужение твёрдого неба, поскольку язык перестаёт выполнять поддерживающую функцию. Оговорюсь, что необязательно основной причиной неправильного прикуса может быть язык. Есть и наследственные факторы! Но, если ортодонт сталкивается с инфантильным типом глотания, то целесообразно отправить такого пациента к логопеду, чтобы проверить рабочие параметры языка. Зачем это нужно, если неправильное положение стало привычным? Дело в том, что язык, как мощный мышечный орган, способен «испортить» работу ортодонта. Произойдет это не сразу. Пройдёт 1-2, возможно, 3 года, и созданный такими большими усилиями новый прикус начнет «расползаться». А причиной может стать неправильная работа языка. Специалисты ортодонтического отделения Семейного стоматологического центра “Диал-Дент” давно работают в тесном сотрудничестве с логопедом и получают стабильные результаты лечения.

При неправильном глотании также страдает процесс жевания. Пациент может испытывать боли в ВНЧС, шейном отделе, затылочной, височной и лобной областях головы.

Как исправить инфантильный тип глотания?

Новый способ глотания, его еще называют соматический, поможет создать логопед, который назначит специальный комплекс артикуляционной гимнастики и тренировочных упражнений. Комплекс подбирается индивидуально, но есть и общие для всех упражнения (их список смотрите ниже).

Выполнять упражнения можно и нужно до, во время и после ортодонтического лечения. Лучше всего начинать до установки ортодонтической аппаратуры. Если случай несложный, то упражнения выполняются в течение 10-15 минут ежедневно на протяжении 1,5-2 месяцев. На плановых занятиях логопед корректирует технику выполнения упражнений, вводит в комплекс дополнительные упражнения для закрепления нужных навыков, проводит массаж языка.

Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания

Все упражнения выполняются перед зеркалом, голову нужно держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь расправить, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счёт 1-2-3-4 с повторением от 15 до 30 раз ежедневно.

1. Вкусное варенье

Приоткройте рот. Двигайте языком по верхней губе в направлении сверху-вниз, как бы слизывая варенье.

Попытайтесь достать кончиком языка до носа, затем до подбородка.

Широко откройте рот. Кончиком языка погладьте нёбо от зубов к глотке. Нижняя челюсть не должна двигаться.

4. Чистим верхние зубы

Улыбнитесь, откройте рот. Кончиком языка «почистите» верхние зубы с внутренней стороны, двигая плотно прижатым к зубам языком: вправо-влево, затем, повторите, но с внешней поверхностью зубов.

5. Посчитай верхние зубы

Улыбнитесь, приоткройте рот. Кончиком языка упирайтесь по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Сделайте 4 прохода.

Улыбнитесь, откройте рот. Пощёлкайте кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следите, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.

7. Зеваем, жуём, глотаем

Запрокинув голову имитировать жевательные, глотательные, зевательные движения. Язык находится за верхними зубами.

Закройте рот, упирайте кончик языка с напряжением то в одну, то в другую щёку так, чтобы за щекой «надувались мячики».

Расположите карандаш вдоль передних зубов, удерживая его сжатыми зубами. Кончик языка перемещайте то выше, то ниже карандаша.

10. Восьмерки

Рисуйте на твёрдом нёбе кончиком языка «восьмерки» 15-30 раз.

Рисуйте кончиком языка на твёрдом нёбе цифры 1, 2, 3, не отрывая кончика языка, пока не «напишете» все три цифры. 15-25 повторов.

12. Учимся глотать

Поднимите язык кверху и прижмите его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сожмите, губы сомкните (исходное положение). Попробуйте проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй — 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз, затем — 3 раза в день по 10-12 раз.

Читайте также:
Вылечить открытый прикус у детей и взрослых - это реально

Для окончательной автоматизации процесса правильного глотания применяем то же исходное положение. Только теперь удерживаем язык в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

ВАЖНО! Следите за осанкой во время выполнения всех упражнений.

Получить полноценную консультацию по типу глотания можно только очно, посетив логопеда!

Записаться на консультацию к логопеду Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» Татьяне Борисовне Цукор можно по телефону клиники +7-499-110-18-01 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии можно Т.Б. Цукор на ее странице в VK.

Как соска влияет на прикус ребёнка

Пустышка – полезное изобретение, с помощью которого много лет молодые родители успокаивают своих малышей. Но наряду с этим не затихают жаркие споры о том, что длительное использование изделия приведет к неправильному росту челюстей и зубов у детей. Необходимо разобраться в вопросе, влияет ли соска на прикус, и что нужно сделать, чтобы этого не произошло.

В каком возрасте у ребенка формируется прикус?

Прикус формируется у детей с момента их появления на свет.

И проходит он в несколько этапов:

Влияние соски на прикус малыша

  1. 0-6 месяцев. В этот период важно правильное развитие челюстей, так как они готовятся к появлению первых зубов.
  2. 6 месяцев – 3 года. Формирование временного прикуса.
  3. 3-6 лет. Сформированный временный прикуса, подготовка челюстей к появлению постоянных зубов.
  4. 6-12 лет. Формирование смешанного прикуса из-за замены молочных зубов постоянными.
  5. 12-15 лет. Формирование постоянного прикуса.

Говоря о том, влияет ли соска на прикус ребенка, не нужно забывать, что процесс формирования челюстей длительный и начинается он с момента рождения ребенка на свет, а не с появлением первых зубов. Поэтому важно следить за их состоянием до подросткового возраста.

Вред и польза соски

Сосательный рефлекс является жизненно важным врожденным инстинктом человека. С его помощью ребенок добывает себе молоко из материнской груди или бутылочки. Он появляется с 6 месяца внутриутробного развития, поэтому на УЗИ-скрининге можно увидеть, как младенец сосет палец. Интенсивность сосательного рефлекса у каждого младенца разная, а мама не может постоянно держать своего ребенка у груди, поэтому практически все родители прибегают к помощи пустышки.

Ее использование решает сразу несколько проблем:

  • снижение возбудимости и тревожность малыша за счет уменьшения двигательной активности мозга;
  • устранение риска западения языка во время сна.

Необходима соска для исправления прикуса у детей на искусственном вскармливании.

Сосательный рефлекс у малыша к 8 или 9 месяцу его жизни постепенно угасает. Это связано с переходом на кормление с ложечки и дальнейшим развитием жевательного рефлекса. Полностью сосательный инстинкт пропадает к 3-4 годам. Именно в этот период стоматологи советуют обратиться к ним, чтобы проверить, а не портит ли соска прикус у детей и не пора ли отучать их от этого изделия.

Вред и польза соски для ребенка

Стоматологи отмечают, что слишком активное использование соски может сформировать неправильный прикус. Дело в том, что у младенца нижняя челюсть имеет меньший размер по сравнению с верхней. При грудном вскармливании язык делает волнообразные движения, а нижняя челюсть постепенно выдвигается вперед.

При использовании пустышки нарушается мышечное равновесие из-за давления языка на линию челюсти, сокращения губ и мышц щек. Возрастает нагрузка на слизистую оболочку и прорезывающиеся зубы верхней челюсти смещаются вперед. У детей, проводящих с соской 6 и более часов в день, часто диагностируют открытый, когда зубы челюстей не смыкаются полностью, или дистальный когда верхняя челюсть выступает над нижней, прикус. Если ребенку соску дают реже, на прикус она не повлияет.

Говоря о том, как соска влияет на прикус, нужно упомянуть, что изделие также становится причиной нарушения дикции из-за постоянного неправильного положения языка. При заложенности носа во время активного сосания пустышки возрастает давление на слуховую трубу, что приводит к развитию ушных заболеваний. Слишком длительное использование пустышки вызывает у ребенка зависимость. И чем он старше, тем трудней будет отучить от нее. У некоторых малышей попытки отобрать соску вызывают истерики, приводящие к психотравмам.

Некоторые родители склонны винить в неправильном прикусе только пустышку.

Несмотря на то, что использование соски и прикус, связаны, на развитие челюсти и зубов оказывают влияние многие факторы:

  • правильное усвоение кальция и фосфора организмом ребенка;
  • генетическая предрасположенность к неправильному прикусу;
  • ротовое дыхание;
  • положение головы во время кормления.

Чтобы прикус сформировался правильно, малыша необходимо регулярно (каждые 4 месяца с момента появления 8 молочных зубов) показывать стоматологу.

Рекомендации по выбору и использованию пустышки

В первые месяцы жизни малыша соска ему необходима для удовлетворения сосательного инстинкта. И чтобы это приспособление не нанесло ребенку вреда важно его правильно выбрать.

Как выбрать пустышку для ребенка

  • Форма. При выборе пустышки нужно ориентироваться на ее анатомическую схожесть с женским соском. Они создают нагрузку на околоротовые и мимические мышцы, а также нагружают язык. Предпочтение следует отдавать ортодонтическим изделиям. Они имеют правильную анатомическую форму со скошенной стороной, которой кладут соску на язык и выпуклой, которой помещают к небу. Такая конструкция помогает нижней челюсти правильно развиваться.
  • Материал. Силиконовые изделия выдерживают высокие температуры, их можно кипятить. Они долговечны, но при этом не упругие, что повышает вероятность разгрызание их малышом, как только у него появятся первые зубки. Латексные соски более прочные, эластичные и не давят на десны. Но не терпят высоких температур, к тому же часто вызывают аллергию. На поверхности изделий из латекса быстро накапливаются бактерии, из-за чего их придется часто менять.
  • Размер и количество отверстий. Не следует забывать о важности размера соски для правильного прикуса. До полугода используют 1 размер. Далее изделие меняют на 2 размер. После полутора лет переходят на 3. Иностранные производители маркируют свои изделия буквами (А, В, С). Если соска используется для кормления из бутылочки, то до 3 месяцев малышу выбирают изделие 1 размера с 1-2 отверстиями. С 3 месяцев до 5 подойдут соски с 3 дырками. После 6 месяцев переходят на 2 размер с 4 отверстиями.
Читайте также:
7 неприятных последствий, к которым приводит мезиальный прикус

Важно, чтобы у нее был воздушный клапан, который предотвращает заглатывание воздуха ребенком во время кормления.

  • Отверстие в соске не должно быть большим. Молоко из него должно капать, а не выливаться струей. В противном случае малышу не нужно будет прилагать усилий для добычи молока, оно само будет литься. А если ребенок не совершает активных сосательных движений, нижняя челюсть останется в заднем положении, и не будет расти.

Как сформировать правильный прикус

Для формирования правильного прикуса важно соблюдать простые правила:

  1. Вынимать соску у малыша, как только он заснул.
  2. Не давать ее по первому требованию, а постараться успокоить другими способами (покачать, спеть колыбельную).
  3. Следить за состоянием пустышки (мыть после использования, выпадения изо рта, менять каждый месяц или чаще).
  4. Давать соску только когда малыш сыт.

Из отверстий молоко должно попадать на небо малыша, как это происходит при грудном вскармливании.

Детские стоматологи не исключают влияние соски на прикус детей, но только в случае выбора неподходящего изделия или неправильного его использования. Пустышка правильного размера (в соответствии с возрастом младенца), анатомической формы из латекса или силикона никакого влияния на прикус не оказывает до тех пор, пока у ребенка сосательный инстинкт не заменяется жевательным. Как только малыш начинает активно употреблять полутвердую пищу (тертые вареные овощи), от соски его следует постепенно отучать. Иначе длительное использование пустышки приведет к проблемам с зубами.

Чтобы избежать негативных последствий использования соски, необходимо проконсультироваться с детским стоматологом, который ответит на все вопросы и в случае необходимости назначит лечение

Ортодонт о прикусе. Сосание пустышки и пальца: когда отучать?

Язык, губы, зубы – правильное положение у новорожденного и ребенка постарше.

Родители часто задаются вопросами, в каком возрасте следует отучать ребенка от соски, является ли сосание пальца вредной привычкой и с какими последствиями может быть связано длительное сосание. Давайте разберемся вместе с нашим экспертом — врачом-ортодонтом.

Ортодонт о прикусе. Сосание пустышки и пальца: когда отучать?

О рефлексах

Питание новорожденного, а именно получение молока и попадание его в желудочно-кишечный тракт, осуществляется с помощью двух действий: сосания и глотания. Как это происходит? Млечные протоки груди матери окружены мягкими мышцами, которые сокращаются для выделения молока. Для получения молока ребенку не требуется высасывать его из груди матери, а нужно лишь стимулировать мягкие мышцы так, чтобы, сокращаясь, они выделяли молоко. В ходе вскармливания младенец осуществляет небольшие сжимающие движения губами, которые являются инстинктивными действиями. После попадания молока в рот ребенку требуется лишь опустить язык, чтобы молоко протекло дальше в глотку и пищевод. В этот момент язык продвигается вперед до соприкосновения с нижней губой.

Данная последовательность действий определяет младенческое глотание, так называемый инфантильный тип глотания, при котором происходит активное сокращение мускулатуры губ и круговой мышцы рта, продвижение кончика языка вперед до контакта с нижней губой и наверх для прижатия соска к небу.

Соприкосновение языка с нижней губой является настолько обычным для новорожденных, что считается положением покоя. Часто можно заметить, что если слегка потянуть за губу новорожденного, то кончик языка двигается вместе с губой, как будто он к ней приклеен.

Ортодонт о прикусе. Сосание пустышки и пальца: когда отучать?

А теперь по-взрослому

К моменту рождения губы малыша развиты хорошо для активной сосательной деятельности, а структуры, расположенные в глубине ротовой полости, практически не развиты. С течением времени развивается потребность в усилении активности задних частей языка и более сложных движениях глоточных структур. Сосательный рефлекс обычно исчезает и происходит последовательное созревание ротовых функций: от передних областей к задним.

Принцип созревания ротовой полости “спереди — назад” хорошо иллюстрируется процессом развития речи. Первые произносимые звуки — это губно-губные “м”, “п”, “б”, поэтому первые слова новорожденного обычно связаны с произношением именно этих звуков (“мама” или “папа”). Некоторое время спустя появляются согласные, произносимые кончиком языка — “т”, “д”. Свистящие звуки “ч” и “щ”, требующие постановки кончика языка близко к небу, появляются еще позже. Более точной постановки задней части языка требуют звуки “к”, “г” и “р”, поэтому до лет они могут быть не четкими.

С ростом младенца увеличивается активность мышц, поднимающих нижнюю челюсть в процессе глотания. По мере добавления в диету ребенка полужидких и почти твердых продуктов он вынужден использовать язык для более сложных действий: для формирования пищевого комка, расположения его посередине языка и переноса его к глотке. Жевательные движения маленького ребенка обычно представляют собой движение нижней челюсти вбок при открытии, затем возвращение ее в область средней линии и закрытие для осуществления контакта зубов с пищей. К годам этот способ младенческого жевания уже хорошо развит. В это же время при помощи более сложных движений языка в задней его части инфантильное глотание превращается в более сложный процесс.

Созревшая или взрослая модель глотания у некоторых детей появляется уже в возрасте 3 лет, у большинства же она формируется полностью к 6 годам и никогда не развивается у населения.

Вкусный палец

Практически все современные новорожденные развивают некоторое подобие привычки непищевого сосания — сосание большого, указательного пальца или похожих по форме предметов. У некоторых наблюдается сосание больших пальцев уже в утробе, а подавляющее большинство детей сохраняют эту привычку до 2 лет и дольше. Эта склонность имеет культурную основу: в примитивных сообществах дети, имеющие больший доступ к материнской груди, редко сосут какие-либо другие предметы.

Читайте также:
Открытый прикус: причины, симптомы, лечение, профилактика

Когда прекращается сосательная деятельность и сосательный рефлекс затухает, инфантильный тип глотания меняется на взрослый, при котором отсутствует губная активность. Во время глотания по взрослому типу губы ребенка полностью расслаблены, язык поднимается вверх к небу, кончик языка упирается в переднюю часть неба за верхними резцами, а зубы плотно смыкаются.

После затухания сосательного рефлекса полный переход ко взрослому типу глотания может потребовать нескольких месяцев. Однако длительное сохранение привычки сосания может еще дольше сохранить привычку прокладывания языка (инфантильного глотания).

Продолжительное сосание пальца, соски или других предметов, а также привычка прокладывать язык между зубами во время глотания и разговора может привести к аномалиям прикуса. Это связано с изменением мышечного равновесия между давлением на зубы языка изнутри и действием мышц губ и щек снаружи. Во время сосания излишнее давление пальца, соски, языка на зубы изнутри и отсутствие адекватного давления со стороны щек и губ приводит к деформации зубных рядов и изменению положения зубов. Могут образоваться щели между верхними и нижними зубами или чрезмерный наклон верхних зубов вперед.

Степень смещения зубов зависит от того, сколько часов в день длится сосание, а не от величины оказываемого давления. У детей, которые сосут палец сильно, но с перерывами, деформации могут не возникнуть, в то время как дети, сосущие палец на протяжении 6 часов в сутки и более, особенно дети, спящие с пальцем во рту всю ночь, могут впоследствии страдать от серьезного нарушения прикуса.

Хотя привычка сосания является мощным фактором развития нарушений прикуса, сосание не создает серьезных проблем, если эта привычка не присутствует в период смешанного прикуса, когда смена зубов уже началась. Небольшое смещение молочных резцов наблюдается у 3—4-летних детей, которые сосут палец, но если избавиться от привычки на данном этапе, то нормальное давление со стороны губ и щек быстро возвращает зубы в их обычное положение — происходит так называемая саморегуляция. Если же эта привычка сохраняется после начала прорезывания постоянных резцов (обычно в 6 лет), то может потребоваться ортодонтическое лечение для коррекции положения зубов. Безусловно, нет никакого смысла начинать такое лечение, пока сохраняется привычка сосания.

Ортодонт о прикусе. Сосание пустышки и пальца: когда отучать?

Рекомендации

  1. Обязательно наблюдайте за физиологическим ростом и развитием зубочелюстной системы ребенка. Ведь своевременное и корректное развитие обеспечит нормальные функции со стороны полости рта: жевание (эффективность жевания), дыхание (носовое дыхание), речеобразование, эстетичное и гармоничное развитие лицевого скелета.
  2. Для детей старше 1 года, еще не отказавшихся от соски, или детей, использующих соску длительное время, спящих с соской во рту, подберите ортодонтическую соску. Такая соска занимает меньший объем и позволяет языку занять максимально высокое положение в полости рта.
  3. Если отказ от пустышки не происходит самостоятельно, отбирать пустышку не стоит, т.к. может возникнуть привычка сосания пальца, от которой еще труднее отучить малыша.
  4. Бороться с привычкой всерьез нужно с Для этого существуют профилактические ортодонтические аппараты, помогающие преодолеть сосательный рефлекс.
  5. Проводите регулярные профилактические осмотры:
    • у врача-стоматолога каждые 3 месяца с момента прорезывания 8 зубов (с
    • у врача-ортодонта каждые 6 месяцев с момента формирования полного прикуса молочных зубов (с

Статья предоставлена сетью центров раннего развития “Бэби-клуб”

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Как развивать речевой аппарат правильно: формирование прикуса от сосания пустышки

Единого мнения о вреде и пользе соски в педиатрии нет. Одни врачи говорят, что она вредна, другие — рекомендуют дать ее малышу. Одно известно точно: нужно прислушаться к самому ребенку. Если он хочет сосать, пусть сосет. Если он выплевывает пустышку, не надо настаивать. Специально к ней приучить в 2- 3 месяца или потом, когда начнут прорезаться зубки не стоит.

Каким образом сосание пустышки может повлиять на речевое развитие ребенка?

Регулярное применение соски или пустышки способствует нарушению прикуса, так как у детей раннего возраста продолжается формирование неба, челюсти, зубов. Когда ребенок сосет соску или пустышку, постоянное соприкосновение этих предметов с небом способствует образованию высокого узкого неба. В свою очередь, такое строение неба мешает правильному звукопроизношению, затрудняет глотание слюны. В норме, у ребенка в момент сосания должна создаваться существенная нагрузка на язычок, а также должны хорошо работать околоротовые и мимические мышцы. Нижняя челюсть, которая меньше верхней при рождении, с помощью таких «тренировок» растет интенсивнее, и к полугоду догоняет верхнюю челюсть. При выборе соски нужно понимать, что она должна быть максимально похожей на женский сосок, то есть, физиологически адаптированной.

Многие исследователи отмечают тот факт, что долгое и неоправданное использование сосок увеличивает вероятность возникновения ушных инфекций. Если малыш до трех лет переболел несколько раз ушными инфекциями, то его слуховое восприятие снижалось, а соответственно, речевое развитие тоже отклонялось от нормы.

В отличие от натурального вскармливания, где в процессе сосания укрепляются и тренируются все мышцы артикуляционного аппарата и идет правильное формирование строения зубо-челюстной системы, а так же налажена эмоционально-психологическая близость матери и ребенка, при кормлении из бутылочки у ребенка на подсознательном уровне формируется как бы дефицит материнского тепла и заботы, что в последствие приводит к психологическим проблемам. Соска не может заменить маму, полноценного контакта не происходит. Поэтому, если ребенок и без того находится по вынужденным обстоятельствам на искусственном вскармливании, не надо искать пустышку для того, чтобы унять его крик, лучше успокоить малыша укачиванием на руках, ласковыми словами, песенками, поглаживанием.

Читайте также:
Серьезная патология у детей и взрослых: как исправить глубокий прикус?

Частое сосание пустышки и соски приводит к тому, что ребенок поздно начинает разговаривать, и речь его будет недостаточно выразительна. Ребенок привык держать рот закрытым (там соска), а выразительные, указательные жесты заменяют ему речь. Ребенок для себя понимает, что ему не нужно учиться говорить, ему легче показать на нужную вещь, и взрослые его поймут.

Учитывая эти факты, специалисты приходят к выводу о том, что частое и неоправданное сосание сосок и пустышек, отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка.

Стоматологи и педиатры рекомендуют отучать ребенка от пустышек на этапе самостоятельного принятия твердой пищи, как только малыш научиться держать ложку и чашку. Чаще всего это период от 12 до 17 месяцев. В 3 года у детей возникают личные предпочтения, желания и привычки, от которых потом уже очень сложно избавиться. Привычка сосания пустышки перед сном или во время сна – одна из тех, от которых потом трудно отвыкать. Она превращается в своеобразный ритуал. Родителям рекомендуется вместо того, чтобы давать соску малышу найти подходящую замену: вместе выбрать красивое одеяло или подушку, обыграть это, придумать для него интересную сказку…

Некоторые родители скажут: если мы не дадим малышу соску, он начнет сосать палец или уголок одеяла. Что лучше?

Сосание-это врожденный, успокаивающий рефлекс, дающий малышу ощущение покоя и безопасности. Часто бывает, что этот рефлекс не удовлетворен (дети на искусственном вскармливании) и тогда ребенок начинает сосать палец или край одеяла. Просто запретить или отнять соску мы не можем, это нанесет травму психике ребенка. Нужно попытаться найти замену.

В качестве замены и профилактических мер ортодонты предлагают использование ортодонтических пустышек из силикона и специальных профилактических пластин, помогающие устранить наметившиеся нарушения прикуса.

Влияет ли соска на прикус?

Уже на шестом месяце внутриутробного развития у плода появляется сосательный рефлекс. Данный факт часто наблюдают врачи и родители во время ультразвуковой диагностики: ребенок держит палец во рту. От развития этого навыка будет напрямую зависеть выживаемость младенца после родов: то, как он сможет высасывать грудное молоко, как быстро настроит лактацию у матери и, соответственно, будет получать жизненно необходимые для своего существования питательные вещества.

Однако это все касается предусмотренных природой инстинктов, в жизни обычно бывает все по-другому. К примеру, мать сознательно или под давлением обстоятельств отказывается от грудного вскармливания, переходя на смесь, или резко снижает частоту кормления грудью. Всем известно, что искусственное питание из бутылки высасывать не надо, оно льется само. Но мощнейший сосательный рефлекс у ребенка остается, он беспокоится и плачет, и вот тут родителям на помощь приходит соска.

По сути, она заменяет младенцу, а потом и более старшему ребенку, материнскую грудь, а не наоборот, как это принято считать у нас в постсоветском пространстве. Именно это мнимое удобство часто заставляет родителей закрывать глаза на проблему появления неправильного прикуса от соски. Поэтому, если мать обеспечит младенцу кормление грудным молоком по требованию, а не по расписанию, пустышка просто не понадобится – его сосательный рефлекс будет удовлетворен в полной мере.

Однако если с грудным вскармливанием по каким-то причинам возникли сложности, соска может принести и пользу:

Замена груди младенцам на искусственном питании.

Выработка сосательного рефлекса у недоношенных детей.

Снижение тревожности и возбудимости у ребенка.

Помощь при укачивании младенца.

При этом стоит учесть, что среди педиатров и консультантов по грудному вскармливанию до сих пор нет единого мнения по поводу использования соски и ее влияния на прикус малыша.

В каком возрасте у ребенка формируется прикус?

Родители редко задумываются о том, когда начинает формироваться прикус у ребенка, а между тем данный процесс возникает с самого рождения и состоит из нескольких этапов:

От рождения до полугода. В это время челюсти готовятся к появлению первых зубов и правильность их расположения в данный период очень важна.

От полугода до трех лет – появление временного прикуса.

От трех до шести лет – подготовка челюсти к появлению постоянных зубов, временный прикус полностью сформирован.

От шести до двенадцати лет – происходит смена молочных зубов на постоянные, в данный период формируется смешанный прикус.

От двенадцати до пятнадцати лет формируется постоянный прикус.

Как видно, очень важно следить за формированием правильного прикуса у ребенка с самого рождения, а не с появления постоянных зубов, как считают многие родители. Уже на этапе прорезывания первых молочных зубов необходимо следить, чтобы на челюсти не было никакого давления на постоянной основе, будь то палец во рту, игрушка или пустышка. Ведь именно по этой причине у ребенка формируется неправильный прикус, из-за соски в том числе.

Какие патологии прикуса могут появиться в результате давления пустышки на челюсти:

Глубокий (нижняя челюсть сильно заходит за верхнюю).

Открытый (зубы с обеих челюстей не смыкаются, образуя щель).

Мезиальный (нижняя челюсть заметно выпирает вперед).

Дистальный прикус (при сомкнутых челюстях верхняя выдвигается вперед по отношению к нижней).

Перекрестный (наблюдается слабое развитие одной из сторон верхней или нижней челюсти).

В любом случае, чем раньше будет определен прикус, тем легче будет исправить патологию в будущем. При явных проблемах уже в младшем школьном возрасте необходимо использовать специальные конструкции для исправления прикуса, такие как пластинки, трейнеры, а в более старшем возрасте – брекет-система.

Читайте также:
Лечение неправильного прикуса у детей

Оптимальный же период для исправления прикуса – подростковый возраст, когда смена молочных зубов на постоянные уже произошла.

Общий вред от соски

Когда родители задумываются, портит ли соска прикус ребенка, выясняется, что существуют и некоторые другие негативные моменты, которые может принести данный предмет. Так длительное сосание пустышки может вызвать:

Отказ сосания молока из груди;

Неправильный захват соска во время сосания, что может привести к болезненности ГВ для матери.

Задержку речи, неправильное произношение звуков и слов.

Задержку психического развития ребенка.

Заболевания полости рта.

Механические повреждения в области рта и подбородка.

Однако большинство педиатров придерживаются мнения, что использование соски до полугода не должно нанести сильного вреда младенцу. После 6 месяцев применение пустышки нежелательно, а после года необходимо свести эту привычку у ребенка на нет.

Что меньше вредит: соска или палец?

Врачи в этом вопросе единодушны: пусть лучше ребенок сосет пустышку, чем свой палец. Особенно это касается периода, когда молочные зубы еще не появились. Причин этому несколько :

Привычка сосать палец намного сильнее, ведь он всегда рядом, не надо просить и искать его, как пустышку.

Младенец, которому особенно сильно необходимо удовлетворить сосательный рефлекс, может серьезно деформировать свой палец.

Пустышка, выполненная из качественных материалов и подходящая по возрасту малышу, намного меньше негативно воздействует на челюсти.

Соску легче держать в чистоте, ее дезинфицируют, можно быть уверенным, что инфекция не попадет таким образом в ротовую полость ребенка.

От привычки сосать свой палец лучше отучить малыша как можно раньше, всячески отвлекая его пустышкой или специальными латексными игрушками для прорезывания зубов.

Рекомендации по применению пустышки

Чтобы прикус после соски формировался правильно и без патологий, достаточно соблюдать следующие условия:

Не позволять ребенку спать с соской во рту, данный момент отследить легко: как только малыш крепко уснул, необходимо осторожно вытащить пустышку изо рта.

Соблюдать правило гигиены: пустышки тщательно мыть после каждого использования, при необходимости кипятить или заменять на новые.

Иметь несколько сосок, при загрязнении одной под рукой всегда будет чистая.

Купить специальные емкости для хранения пустышек, они герметичны и защищены от попадания грязи и влаги.

Стараться давать соску только в крайних случаях, и только тогда, когда ребенок не голоден.

Следить за состоянием пустышки, при малейших трещинах или изломах ее необходимо заменить, при этом при отсутствии дефектов необходимо менять соску на новую каждые 1.5-2 месяца.

Не использовать соску в первое время после выписки из роддома, когда лактация у матери только устанавливается.

Не давать пустышку малышу больше, чем суммарно на 6 часов в сутки.

И самый главный совет: не давать соску по первому зову ребенка. Необходимо сначала определить причину беспокойного поведения малыша и постараться успокоить его, удовлетворяя естественные потребности – покормить, покачать на руках, поменять подгузник и т.п. Также стоит отметить, что кроме неправильного прикуса соска при частом использовании может нанести более существенный вред – нарушить психоэмоциональный контакт матери и младенца.

Как правильно выбрать соску?

Современные родители сейчас наблюдают огромный ассортимент пустышек от классических резиновых до инновационных латексных с ортодонтическими свойствами. Какая же пустышка будет правильной и менее вредоносной? Попробуем разобраться в этих тонких моментах и рассмотрим, чем отличаются соски между собой:

По материалу, из которого они сделаны. Лучше всего, если соска выполнена из силикона или латекса. Силикон более устойчивый, выдерживает механические воздействия, но и при этом сильнее деформирует челюсти малыша, в отличие от латекса.

По размеру. Для каждого возраста ребенка предусмотрен определенный размер соски, обычно данную информацию производитель указывает на упаковке, именно соблюдение данного условия позволяет минимизировать вредоносное воздействие пустышки на прикус малыша.

По форме. Соски бывают классическими и анатомическими (ортодонтическими). Конечно, специалисты рекомендуют использовать вторые, они меньше негативно влияют на формирование челюстного аппарата.

По основанию. Лучше выбирать такие пустышки, у которых на основании есть выемка для носа и подбородка, так они не будут повреждаться при активном сосании.

Как правильно отучать ребенка от пустышки?

Чтобы не было сложностей с отучением малыша от соски, необходимо более внимательно изучить вопрос детского развития. До возраста 7 месяцев ребенку необходимо удовлетворять сосательный рефлекс, который к году постепенно сменяется на жевательный. Ведь именно с 6 месяцев педиатры рекомендуют постепенно вводить первый прикорм. На данном этапе отучить младенца от пустышки проще всего, после года этот процесс уже станет пагубной привычкой, а не удовлетворением сосательного рефлекса.

Чтобы не создавать лишнего стресса для ребенка, процесс отучения необходимо начинать неспешно, постепенно сокращая время использования соски. На данном этапе не должно возникнуть сложностей, потому что ребенок очень быстро развивается и психически, и физиологически, ему интересно все новое, активно проявляется исследовательский инстинкт. Поэтому родителям остается только искать способы отвлечения от пустышки, которую следует теперь давать только тогда, когда малыша уже ничем невозможно успокоить. Если в данный момент проявить терпение и настойчивость, то отучить младенца от соски можно очень быстро и мягко.

В возрасте полутора лет, если привычка сосать соску еще сохраняется, родителям необходимо обязательно показать ребенка детскому стоматологу, чтобы он определил, может ли соска испортить прикус, и насколько сильно ее воздействие на челюстной аппарат.

Если ребенок не может обойтись без пустышки после двух лет, может понадобиться помощь детского психолога, потому что, скорее всего, малышу некомфортно в окружающей обстановке и соска предстает для него неким успокоением и защитой.

Читайте также:
Как можно исправить перекрестный прикус у взрослого и ребенка?

Экстренно отучать малыша от пустышки необходимо в особых случаях:

Если у него возникли проблемы со слухом и речью.

При задержке психического развития (под контролем специалиста).

По достижению возраста трех лет.

В любом случае универсального способа по отучению от соски нет, к каждому малышу нужен свой подход. Однако общие рекомендации сводятся к тому, что в этот сложный для ребенка период нужно обеспечить ему максимальный комфорт и защиту, а также всячески его отвлекать и давать естественным образом развиваться.

Уход за ротовой полостью ребенка

Смягчить влияние соски на небо и челюсти малыша можно, не только применяя анатомические модели, а также с помощью специальных средств по уходу за полостью рта. Одним из лучших детских зубных средств по праву считается продукция «АСЕПТА Baby»:

Влажные салфетки АСЕПТА Baby от 0 до 3 лет (специальные напальчники предназначены для мягкого очищения и массажа ротовой полости малыша).

Гелевая зубная паста АСЕПТА Baby от 0 до 3 лет (действенная профилактика воспалительных процессов в ротовой полости и предотвращение развития кариеса у малышей).

Гелевая зубная паста АСЕПТА Kids от 4 до 8 лет (профилактика кариеса, воспалительных процессов и образования зубного камня).

Паста для постоянных зубов АСЕПТА Teens от 8 лет (насыщение эмали зубов минеральными веществами, предотвращение кариеса и профилактика воспаления десен).

Благодаря широкому ассортименту вкусов и ароматов продукции АСЕПТА, ребенок с удовольствием будет чистить зубы самостоятельно. Натуральный состав паст, а также полезные экстракты растений и обогащение кальцием делает серию незаменимым средством по уходу за ротовой полостью для детей. АСЕПТА заботится о здоровье детских зубов!

Изучение клинической эффективности применения лечебно-профилактических средств серии «АСЕПТА» при лечении воспалительных заболеваний пародонта у детей и подростков (И.В. Климова)
Климова Ирина Владимировна, к.м.н., доцент кафедры стоматологии детского возраста Новосибирского государственного медицинского университета.
Кафедра стоматологии детского возраста Новосибирского государственного медицинского университета.

Использование адгезивного бальзама «Асепта®» при лечении воспалительных заболеваний пародонта
Л.Ю. ОРЕХОВА*, д-р мед. наук, профессор, завкафедрой В.В. ТЭЦ**, д-р мед. наук, профессор, завкафедрой С.Б. УЛИТОВСКИЙ*, д-р мед. наук, профессор А.А. ЛЕОНТЬЕВ*, врач-стоматолог А.А. ДОМОРАД**, О.М. ЯКОВЛЕВА**
СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, Санкт-Петербург — *Кафедра терапевтической стоматологии, **Кафедра микробиологии

Клинический опыт применения серии средств «Асепта»
Фукс Елена Ивановна ассистент кафедры терапевтической и детской стоматологии
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (ГБОУ ВПО РязГМУ Минздравсоцразвития России)

Отзывы потребителей

Пользователь о зубной пасте АСЕПТА TEENS Василиса (eapteka.ru)

«Очень выручили в свое время влажные салфетки Асепта Baby. Когда у дочки дико начали прорезаться зубы, один за одним, я начала пробовать многие детские средства обезболивания, что знала. Помогали максимум на 10 минут и потом опять начинались жуткие “вопли” дочки. Потом я уже просто начала з аходить в каждую аптеку и спрашивать самое хорошее, эффективное средство, не важно по какой цене. И одна из фармацевтов подсказала мне эти салфетки, стоили они даже дешевле, чем те средства которые я покупала до этого, в пределах 250 рублей. Когда я прочитала о них в интернете, то узнала что салфетки не только способствуют облегчению и обезболиванию прорезывания зубов, но и прививают привычки ежедневной гигиены и обеззараживают полость рта в целом. По инструкции, протирала всю полость рта дочке, и десна, и щеки, и язык, все. С этими салфетками, дочка стала намного спокойнее, конечно же я замечала, что дочка испытывает дискомфорт во рту, но не настолько. Теперь я часто беру их в дорогу и себе и детям, когда нет возможности почистить зубы щеткой, для меня, это еще один плюсик к этим салфеткам)».

Василиса о салфетках АСЕПТА BABY (market.yandex.ru)

«Этой пастой сын-подросток зубы чистит. У него зубы и дёсны очень чувствительные, поэтому стоматолог посоветовал эту пасту от Асепты, т.к. она низкоабразивная, для бережного ухода. Внешний вид у неё прикольный, нам нравится – интересный такой зверёк изображён. Паста неплохо пенится. Она имеет вкус и аромат то ли персика, то ли абрикоса, мне прям иногда хочется поменять свою скучную мятную пасту на сыночкину. По текстуре она такая гелеобразная, но не прозрачная – расходуется экономно».

Секреты формирования правильного прикуса у малыша

Советы по формированию правильного прикуса у ребенка

Каждый родитель хочет, чтобы у его малыша были здоровые и ровные зубки. Именно поэтому очень важно позаботиться о формировании правильного прикуса уже с первых дней жизни малыша.

Эффективная профилактика формирования неправильного прикуса у малышей

Все начинается с кормления Вашего малыша. Грудное вскармливание – это один из важнейших факторов формирования правильного прикуса! Ведь каждый ребенок рождается с так называемой «младенческой ретрогенией» – когда нижняя челюсть значительно отстает по размерам от верхней. Лишь в процессе кормления малыш активно выдвигает маленькую нижнюю челюсть вперед, создавая достаточную нагрузку на мышцы, заставляющие челюсть расти. Таким образом, уже к 6 месяцам нижняя челюсть малыша соответствует по размерам верхней челюсти.

При искусственном вскармливании мышцы нижней челюсти зачастую не получают правильной нагрузки для необходимого роста челюсти.

Что делать, если Вы вынуждены перевести малыша на искусственное вскармливание? Важно соблюдать следующие рекомендации!

  1. Постарайтесь использовать соски правильной формы – отверстие на соске должно быть маленьким, чтобы молоко капало, а не лилось струйкой. Ведь в противном случае пища слишком быстро поступает в рот малышу, практически не требует от него сосательных движений. В результате малыш активно глотает, что способствует сохранению заднего положения нижней челюсти, а вовсе не активному росту. Обратите внимание на то, чтобы отверстие было расположено так, чтобы струя направлялась на твердое небо ребенка, имитируя грудное вскармливание.
  2. Бутылочка не должна давить на челюсть ребенка, препятствуя ее выдвижению. Следует располагать бутылочку перпендикулярно лицу малыша.
  3. При искусственном вскармливании держите малыша в таком же положении, как и при кормлении грудью, меняя стороны правую и левую.
  4. Продолжительность кормления должна составлять 15-20 минут.
Читайте также:
Профилактика неправильного прикуса

Какие соски и пустышки бывают? Как не ошибиться с выбором? Как соски и пустышки влияют на прикус ребёнка?

На сегодняшний день существует большое количество различных сосок и пустышек. Чем же они различаются, и как выбрать ту, которая идеально подойдет именно Вашему малышу?

  1. Соски различаются по материалу, из которого они изготовлены. Это может быть силикон или латекс. Каждый материал имеет свои достоинства и недостатки. Силикон можно подвергать дезинфекции и кипячению, он не имеет запаха и вкуса. Соска из силикона более прочная и износостойкая, чем соска из латекса. Однако при появлении зубов у малыша более жесткий силикон будет оказывать на них и большее давление, тем самым способствуя формированию неправильного прикуса.
  2. Соски бывают двух размеров. Кроме того, соски различаются по количеству и форме отверстий. Детям с рождения и до 2-3 месяцев подходят соски 1 размера с 1 или 2 дырочками, для малышей от 2 до 5 месяцев существуют соски с 3 отверстиями (они обеспечат средний поток жидкости). 2-й размер соски создан для детей старше 5-6 месяцев. В такой соске 4 отверстия, которые обеспечивают быстрый поток питательной смеси. Отверстия могут различаться по форме. Так, например, Х-образное отверстие используется для соков, а У-образное – для жидких каш.
  3. Обратите внимание, чтобы система «соска-бутылочка» для Вашего малыша содержала приспособление «воздушный клапан». Это уменьшит объем заглатываемого ребенком воздуха (а значит, и частоту срыгиваний и появление колики), а также будет препятствовать слипанию соски.
  4. Наиболее оптимальной считается анатомическая (ортопедическая/ортодонтическая) форма соски. Это соска имеет скошенную поверхность с одной стороны и выпуклую – с другой. Такую соску следует правильно располагать во рту малыша – скошенной поверхностью к языку, а выпуклой – к небу. Это будет способствовать росту нижней челюсти, а также правильному развитию неба и верхней челюсти.

Какие соски не рекомендуется использовать и почему?

На сегодняшний день крайне нежелательно использовать круглые соски. Такие соски способствуют неправильному функционированию мышц, недоразвитию и сужению челюстей, а также формированию неправильного прикуса у малыша. Пустышки, как и соски, могут быть изготовлены из латекса или силикона, иметь круглую или ортодонтическую форму и различные размеры: 1-й для детей от 0 до 6 месяцев, 2-ой – от 6 до 18, 3- от 18 месяцев.

Секреты правильного использования сосок и пустышек

  • Обязательно прокипятите соски и бутылочки перед первым использованием.
  • Тщательно промывайте и дезинфицируйте соски и пустышки перед использованием в дальнейшем.
  • Если на соске обнаружены повреждения, то ее следует выкинуть. Такая предосторожность позволит избежать заглатывания частей соски малышом.
  • Нельзя облизывать соску перед тем, как дать ее малышу! Разве что вы уверены, что ваш рот стерилен. Нельзя смазывать соску сиропами, вареньем или медом – это приведет не только к вкусовому привыканию, но и к кариесу зубов.
  • Следует с осторожностью использовать устройства, фиксирующие пустышку к одежде, во избежание удушения.
  • Лучше иметь несколько одинаковых пустышек, подходящих Вашему малышу – это позволит избежать стресса при потере «любимой» соски.
  • Нежелательно пользоваться пустышками в первые недели грудного вскармливания, пока ребенок учится активно сосать грудь.

Пустышки. Польза или вред?

На сегодняшний момент большинство педиатров соглашаются с важностью использованием пустышек. Основным назначением пустышек является удовлетворение сосательного рефлекса, который оказывает огромное влияние на формирование нервной системы ребенка. Но также некоторые врачи говорят и о вреде использования пустышек с определенного возраста ребенка.

Как и когда начинать отучать ребенка от соски или пустышки?

В течение первого года жизни сосательный рефлекс является физиологической потребностью у малыша. К 8-9 месячному возрасту сосательный рефлекс постепенно заменяется жевательным, чему способствует своевременное введение прикорма. Именно в этот период ребенку психологически и физиологически будет легче бросить пустышку.

Допустимо продолжать использование пустышки до 6 часов суммарного времени в течение суток. 6 часов – это пороговое значение, которое может считаться безопасным для формирования правильного прикуса.

К чему может привести длительное пользование пустышкой в возрасте старше 2-х лет?

После 2-х лет желательно начать постепенно «разлучать» ребенка с пустышкой, так как длительное пользование пустышкой (более 6 часов) в этом возрасте постепенно приводит к формированию открытого прикуса. Статистика неумолима: в этом случае открытый прикус формируется в 95% случаев! Если ребенок в 3-4 года все еще не может расстаться с пустышкой, продолжает использовать её более 6 часов в сутки, нужно проконсультироваться с врачом-ортодонтом и детским психологом. Если у малыша просто забрать соску, не предложив ничего взамен, это будет большим стрессом как для него, так и для Вас, родителей.

Ортодонтическая пластинка «Стоппи» поможет ребенку отвыкнуть от пустышки?

Для детей, которым сложно расстаться с любимой пустышкой, существует специальная мягкая силиконовая вестибулярная пластинка «Стоппи», изобретенная доктором Хинцем. Такая пластинка не только поможет малышу безболезненно попрощаться с любимым другом-пустышкой, но и скорректирует уже возникшие аномалии прикуса.

Какие еще факторы влияют на формирование прикуса у Вашего малыша?

  1. На формирование прикуса у ребенка влияет и такой фактор, как положение во время сна. Необходимо следить, чтобы во время сна на челюсти малыша не было излишнего давления со стороны подушки, а головка не была сильно наклонена вперед или назад. Во время сна ребенок не должен подкладывать под щеку ручку.
  2. Во время сна рот малыша должен быть закрыт. Если малыш открывает ротик во время сна, значит, нос перестает дышать. Зачастую аденоиды блокируют носовое дыхание, и даже после решения проблем с аденоидами он может продолжать дышать ртом. Детишкам с такой проблемой необходимо лечиться у ЛОР-врача, выполнять комплекс дыхательных упражнений, а также гимнастику с использованием специальных трейнеров.
  3. Важно следить за тем, чтобы ребенок спал в разных позах. Для этого его нужно периодически переворачивать с бока на бок, на спинку.
  4. С самого рождения малыш должен спать на достаточно твердой и ровной поверхности. Оптимально, если первая подушка будет ортопедической, разработанной с учётом возраста малышей. Обращайте внимание на привычку малыша сосать пальчик или другие предметы, например, уголок одеяла, воротник куртки, ухо любимой игрушки-медвежонка. Помните, что достаточно 6-ти часового воздействия постороннего предмета в день для возникновения аномалий прикуса.
  5. Внимательно следите за осанкой ребенка. Мало кто знает, что искривление осанки может вызвать и проблемы с прикусом. Малышу не следует опираться щекой или подбородком во время сидения на ручку, стол и другие предметы.
Читайте также:
Каковы методы лечения дистального прикуса у взрослых?

Все указанные факторы отрицательно влияют на формирование правильного прикуса у малыша. Следует минимизировать возможность их влияния на здоровье Вашего малыша.

Польза миогимнастики при неправильном прикусе

Что такое миогимнастика, почему ее рекомендуют зубные врачи своим пациентам? Это комплекс специально разработанных упражнений для челюстных мышц, окружающих зубной ряд. Эти мышцы отвечают за правильное формирование зубов и прикуса. Рассмотрим подробно все рекомендации по выполнению комплекса.

польза миогимнастики

Причины зубочелюстных патологий

Аномалии строения челюсти и зубочелюстные патологии начинают формироваться с самого рождения. Одна из причин — соска пустышка. Однако аномальное формирование челюсти может быть спровоцировано и неправильным дыханием через рот, а также некоторыми вредными привычками. Сосание большого пальца — одна из устойчивых привычек у детей, которая приводит в дальнейшем к ортодонтическим патологиям.

Родители должны уделять особое внимание формированию у ребенка правильных привычек и отучать от неправильных.

Грудное вскармливание формирует у младенца правильный прикус за счет тренировки круговой мышцы рта, языка, шеи. Кормление из бутылочки способствует нарушению работы челюстно-лицевых мышц, если у соски слишком большая дырка.

Перевод на искусственное вскармливание вместо грудного может быть обусловлен независящими от желания матери причинами. Поэтому внимательно наблюдайте за развитием челюсти малыша, во время показывайте его стоматологу. Если у соски слишком широкая дырка, малыш быстрее наедается и прекращает сосать. Следовательно, мышцы не тренируются, становятся слабыми.

Вред соски-пустышки

Чем вредна для формирования прикуса соска-пустышка? Во время сосания пустышки язык привыкает к неправильному положению в ротовой полости. Язык во время сосания должен располагаться сверху соски, а у малышей все происходит наоборот. Нижнее положение языка (под соской) способствует неправильному формированию прикуса. Чтобы не испортить малышу прикус, как можно реже давайте ему пустышку, а во время сна вынимайте ее изо рта.

В возрасте 1,5 -2 года малыша следует отучать от пустышки, чтобы не испортился прикус.

Сосание большого пальца

Некоторые малыши пытаются заменить отсутствие пустышки сосанием большого пальца или уголка подушки. От этой привычки нужно сразу же отучать ребенка, она еще вреднее сосания пустышки. Иногда привычка засыпать с большим пальцем во рту остается на всю жизнь.

Сосание большого пальца приводит к очень сильному дефекту строения зубочелюстной системы, когда передние зубы выдаются вперед и расходятся в стороны. Прикус формируется с учетом положения большого пальца между нижними и верхними зубами, поэтому появляется пустое пространство. Помимо эстетического диссонанса такое расположение фронтальных моляров делает невозможным откусывание пищи передними зубами. Выдвинутые вперед передние зубы часто подвержены травмам.

миогимнастика для детей

Ротовое дыхание

Как неправильное дыхание может влиять на формирование зубочелюстной системы? Во время дыхания ртом нарушается давление в полости рта, которое оказывают щеки на верхний зубной ряд. Из-за этого верхняя челюстная дуга сужается в размерах, зубы вырастают скученно.

Когда нужно обращать внимание на правильное дыхание? Это необходимо делать с первых дней жизни малыша и внимательно следить за его дыханием во время сна с пустышкой. Как только малыш перестанет плакать и заснет, пустышку немедленно удаляют изо рта. Если вы увидели, что малыш во сне открыл ротик, аккуратно закройте его своей рукой.

Что делать, если у ребенка увеличились аденоиды, и он не может дышать носом? В это время нужно следить, чтобы дыхание ртом не вошло в привычку. После исцеления от насморка и простуды следует наблюдать за правильным дыханием у ребенка во время сна и бодрствования. Для тренировки дыхания носом после удаления аденоидов существует специальный комплекс упражнений.

Подсасывание нижней губы

Есть и такая привычка у детей, которая впоследствии негативно сказывается на внешности. Из-за этой вредной привычки образуется щель между зубами, величина которой равна толщине нижней губы. Миогимнастика может исправить аномальный прикус, также рекомендуется к применению аппаратная корректировка.

Прокладывание языка между зубами

Эта вредная привычка приводит к тому, что между верхним и нижним зубным рядом формируется просвет. Этот просвет соответствует размеру и форме кончика языка, который ребенок привык высовывать вперед. Также существует незаметная для взрослых привычка прокладывать язык между жевательными зубами (сбоку). Эту патологию может заметить только стоматолог.

Читайте также:
Нужно ли беспокоиться за улыбку ребенка: что такое молочный прикус?

В результате неправильного положения языка в полости рта боковые моляры проседают, в прикус формируется аномально. Дефект можно исправить с помощью функциональных аппаратов и миогимнастики.

упражнения для формирования прикуса

Неправильное глотание

Врачи разделяют функцию глотания на осознанную и бесконтрольную. Правильное глотание должно быть заметно только по движению кадыка. Если во время глотания напрягаются мышцы лица, это уже симптомы патологии. Неправильное глотание приводит к неправильному расположению моляров в зубном ряду. Если вы заметили, что ребенок глотает пищу или пьет воду как-то по-особенному, немедленно покажите его стоматологу-ортодонту.

Показания к миогимнастике

Формирование правильного прикуса зависит от слаженной работы группы мышц, расположенных вокруг зубных рядов. Любые нарушения в работе мышц отрицательно сказываются на прикусе, положении челюстной дуги и зубов. С помощью миогимнастики можно восстановить работу челюстных мышц, выровнять прикус, исправить аномальное расположение зубов.

Гимнастика может проводиться до ортодонтического лечения, совместно с ним либо после для закрепления результата. Методику лечения определяет врач-ортодонт.

Миогимнастика может быть назначена как часть комплексного лечения, так и как самостоятельная методика исправления дефектов прикуса.

  • активирует рост костной ткани;
  • способствует укреплению мышц;
  • формирует компенсирующий механизм;
  • нормализует функциональность;
  • благотворно влияет на трофику тканей.

В результате гимнастических упражнений мышцы челюсти активно перестраиваются, челюстные кости обретают анатомически правильную конструкцию и форму.

Когда назначают

  • аномалия прикуса разной степени тяжести;
  • нарушение функции речи;
  • нарушенный тонус лицевых мышц;
  • неправильное расположение коронок зубов;
  • профилактические меры.

Если у ребенка неправильная осанка, то вместе с миогимнастикой назначают и комплекс физических упражнений на исправление положения позвоночного столба.

Миогимнастика особенно эффективна в возрасте 4-7 лет.

Чем раньше ребенок начинает выполнять гимнастические упражнения, тем больше шансов исправить патологию без медикаментозного и ортодонтического вмешательства. Уже после девяти лет миогимнастика не может применяться как самостоятельная методика исправления дефектов прикуса. Однако ее рекомендуют выполнять как дополнительную меру воздействия на зубочелюстную систему.

групповые занятия миогимнастикой

Методика Роджерса

  • мышцы должны сокращаться с максимально широким размахом;
  • интенсивность сокращений не должна превышать естественную нагрузку;
  • упражнения нужно выполнять на регулярной основе;
  • движения не должны быть резкими или прерывистыми, но плавными и медленными;
  • упражнения нужно повторять до появления легкого (местного) утомления;
  • миогимнастику можно делать с детьми от 4 лет и старше.

Правила, которые предложил взять за основу Альфред Роджерс, актуальны по сей день. На базе перечисленных правил современные ортодонты создают комплексы своих упражнений для коррекции зубочелюстных патологий.

Противопоказания

Самостоятельно практиковать миотерапию нельзя, так как это может закончиться неприятными результатами. Назначать гимнастику должен стоматолог-ортодонт после проверки состояния лицевых мышц. Пациент самостоятельно не сможет определить степень неразвитости челюстных мышц, хрящей и суставов.

  • сильная аномалия прикуса (от третьей степени и выше);
  • обездвиженность мышц лица;
  • обездвиженность челюстных суставов;
  • гипотрофия челюсти.

При этих серьезных патологиях необходима хирургическая коррекция или иные формы ортодонтического вмешательства.

Нужно учитывать и давность костно-челюстных изменений, которая зависит от возраста пациента. Если аномалия развилась давно и зафиксировалась достаточно долгое время, гимнастический комплекс не поможет исправить дефект. Поэтому старый зубочелюстной дефект относится к противопоказаниям при назначении гимнастики.

Выполнять упражнения следует на регулярной основе, чтобы увидеть эффект от применения методики. Если начать делать и бросить, весь достигнутый результат исчезнет.

мезиальный прикус

Миогимнастика для детей

Гимнастику для тренировки круговой мышцы лица желательно начинать с 4-7 лет. В этот период можно добиться качественного результата по исправлению дефекта прикуса. Ребенок уже понимает, что от него требуется, может совместно работать с доктором или родителями дома. С ребенком детсадовского и младшего школьного возраста упражнения проводятся в форме игры. Это спасает малыша от переутомления и снижения концентрации внимания.

Упражнения для детей должны быть понятными, несложными в исполнении. Дети могут заниматься гимнастикой самостоятельно или в коллективе. Контроль за правильностью выполнения упражнений возлагается на взрослых (родителей, медработников, воспитателей).

Перед занятиями миогимнастикой следует удостовериться, что у ребенка нет проблем с носовым дыханием. Неправильное дыхание становится препятствием к достижению результата от миогимнастики. При ротовом дыхании выполняют специальные упражнения, направленные на устранение этой привычки. Укрепление круговой мышцы рта позволит исправить деформацию верхней челюстной дуги, сделает форму лица более привлекательной и подвижной.

Нужно уделять внимание тренировке мышц языка, чтобы он всегда находился в правильном положении: кончик касается нёба. Правильное положение языка сформирует четкую дикцию и артикуляцию, то есть, устранит или предотвратит дефекты речи.

Помимо гимнастики и упражнений детям следует чаще предлагать твердые овощи и фрукты — яблоко, морковь, репу. Употребление перечисленных продуктов в сыром виде способствует укреплению мышц лица, массирует десны, формирует правильный прикус.

Укрепление круговой мышцы рта

  • Взять губами палочку от мороженого и удерживать ее до ощущения легкой усталости в губах. Вместо палочки от мороженого можно взять школьную линейку (предварительно вымыть).
  • Две пуговицы средних размеров прикрепляют к шнуру на расстоянии 15-17 см друг от друга. Нужно захватить одну пуговицу губами, а вторую взять пальцами и тянуть в сторону. Упражнение практикуют 2-3 раза в день, количество повторов — 10.
  • Дуть на вертушку, повторять по 10 раз в два или три подхода в день.
  • Ежедневно надувать по 10-15 воздушных шариков.

вредные привычки у детей

Укрепление мышцы, выдвигающей нижнюю челюсть

  • Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, чтобы нижние резцы установились впереди верхних. В таком положении челюсть удерживают не менее 10 секунд.
  • Повторить упражнение с поворотом головы вправо.
  • Повторить упражнение с поворотом головы влево.
  • По мере освоения упражнения время выполнения продлевают, а частоту повторов увеличивают до десяти раз.
  • Усложненный вариант упражнения: встать прямо, ноги на ширине плеч, голову запрокинуть, руки отвести назад. После этого нужно выдвинуть нижнюю челюсть и удерживать ее максимально долгое время. Резко выдвигать челюсть нельзя, всё нужно делать плавно и в умеренном темпе.
  • Нужно достать кончиком языка собственный нос. Сначала делать упражнение 2-3 раза, затем увеличить число повторов.
Читайте также:
Бить тревогу надо как можно раньше: методы своевременного исправления прикуса у детей

Укрепление верхней челюсти

Цокать языком, ощущая его положение на нёбе. Выполнять упражнение можно сколько угодно долго, пусть малыш приучится чувствовать кончик языка в правильном положении.

При сомкнутых губах нужно отвести нижнюю челюсть назад. Это следует делать одновременно: закрывать рот и отводить челюсть. Упражнение следует повторять утром, днем и вечером по 2-3 раза. Не следует резко открывать и закрывать рот, упражнение выполняют плавно в умеренном темпе.

Укрепление языка

  • Приоткрыть рот и облизывать кончиком языка верхние и нижние губы, от одного уголка рта к другому.
  • Стараться достать кончиком языка нос, а затем подбородок.
  • Проводить кончиком языка по зубам, как бы пересчитывая их.
  • Щелканье языком.

Эти упражнения следует повторять утром, днем и вечером по нескольку раз подряд.

При слабости задней стенки языка полощут рот до пяти раз в сутки, широко зевают 5-7 раз подряд.

брекеты

Вестибулярная пластина

Это специальная пластина, с помощью которой корректируют дефекты прикуса, укрепляют челюстно-лицевые мышцы, исправляют аномальное положение языка. Ночью пластину помещают ребенку в рот, а днем делают с ней упражнения. Пластину удерживают губами, а рукой вытягивают вперед кольцо.

Нужно удерживать пластину губами, не позволяя вытянуть ее изо рта. Упражнение рекомендуется выполнять утром/вечером по 12-15 раз подряд. Начинать можно с двукратного повторения, постепенно увеличивая количество повторов до пятнадцати.

Вестибулярную пластину-пустышку рекомендуется давать детям от двух до четырех лет. Она успокаивает сосательный рефлекс, плавно замещая его жевательным. Пластина выполнена из медицинского силикона, абсолютно безопасна для ребенка. По статистике 85% малышей отвыкают от пустышки через пару недель использования пластины.

Польза вестибулярной пластины
  • приучает язык к правильному расположению в полости рта;
  • помогает избавиться от ротового дыхания;
  • корректирует смыкание губ;
  • устраняет речевые дефекты;
  • укрепляет круговую мышцу рта.

Если у ребенка ярко выраженный дефект строения челюсти, для коррекции применяют особенную пластинку с козырьком.

Если ребенок привык прикладывать язык между зубами, применяют специальную пластинку с заслонкой.

  • гнусавость; ;
  • неправильное произношение звуков;
  • замедленная либо ускоренная речь.

Также пластинка с бусиной показана при слабом языке, когда его мускулатура недоразвита.

Преортодонтический трейнер

Это устройство применяют для помощи в коррекции зубочелюстных дефектов и функций речи. Его надевают всего на час в дневное время, а затем на всю ночь. Применение трейнера облегчает аппаратное ортодонтическое лечение и способствует быстрому восстановлению функций языка, глотания, произнесения звуков. Также трейнер приучает язык к правильному положению в полости рта, устраняет ротовое дыхание и избавляет от привычки сосать палец или нижнюю губу.

Гипотонус мышц

  • Сделать из губ трубочку (как для воздушного поцелуйчика) и удерживать их в таком положении до ощущения легкой усталости. Затем медленно растянуть губы в улыбке.
  • Надуть щеки при сжатых губах. В это время дышат через нос. Затем нужно выдавить воздух из щек при помощи нажатия на них ладонями. Губы разжимать нельзя.
  • Надувать пространство сначала под верхней губой, а затем под нижней. Продолжать чередовать верхнюю и нижнюю позицию до ощущения легкой усталости.
  • Дуть на предмет, имитируя задувание свечи.
  • Подбросить высоко кусочек ваты и дуть на него, не давая упасть на пол.
  • При максимально сжатых губах растянуть рот в стороны при помощи пальцев.
  • Положить ватные тампончики под нижнюю и верхнюю губу, в таком состоянии стараться четко произносить слова.

Неполное смыкание губ

  • Сжать крепко губы и делать круговые движения языком за сомкнутыми губами.
  • Водить кончиком языка по нёбу, имитируя движение малярной кисти.

Неправильное глотание

  • На кончик языка надевают силиконовое кольцо, а затем просят ребенка сглотнуть слюну. Колечко выдает врач-ортодонт.
  • При сомкнутых губах следует давить кончиком языка на выпуклость (нёбо) над верхними зубами. Упражнение повторяют ло ощущения легкой усталости.

упражнения для прикуса

Советы по выполнению упражнений

Помните, что для хорошего результата от применения миогимнастики нужно соблюдать последовательность, систематичность и активность. Необходим сознательный подход к делу, вера в результат и упорство в достижении цели.

  • активно нагружать мышцы;
  • движения проводить с максимальной амплитудой;
  • постепенно увеличивать скорость выполнения и количество повторов;
  • отдых мышц после нагрузки равен по времени их активности;
  • все упражнения выполняют до чувства усталости, перенагружать мышцы не рекомендуется;
  • желательно выполнять упражнения в одно и то же время суток.

Миокоррекция дает наибольший эффект до смены молочных зубов, когда челюсть еще не сформирована. Также гимнастику проводят при замене молочных зубов коренными — от девяти до двенадцати лет. Но во втором случае требуется более длительное лечение.

Миогимнастика является эффективным методом коррекции зубочелюстных аномалий. Она может применяться как самостоятельное лечение, в комплексе с аппаратным лечением и в качестве профилактического средства. Пока у ребенка молочные зубы не сменились постоянными, нужно решить вопрос с миотерапией.

После проведения полного курса гимнастических упражнений восстанавливается функция жевания, нормализуется тонус мышц лица, нижняя челюсть становится более подвижной. Помимо восстановления функциональности челюстно-лицевого отдела корректируется дикция, становится более четкой артикуляция.

Помните, что комплекс упражнений должен подобрать стоматолог-ортодонт на основании диагностики полости рта ребенка. Самостоятельно заниматься с малышом не рекомендуется.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: