3 психологических проблемы, из-за которых возникает зубная боль: психосоматика как причина болезни

Психосоматические заболевания

Ряд заболеваний человека обусловлен их психогенным происхождением с первичными функциональными сбоями. Если на них не было своевременно обращено внимание, они переходят в разряд классических недугов. Речь идёт о психосоматических нарушениях, нередко являющихся источником формирования ряда внутренних болезней, психопатологии. Для них свойственна полиморфная симптоматика. Установление правильного диагноза требует участия психиатра. Терапия включает комплекс психотерапевтических методик, назначение медикаментов, реабилитационно-профилактических мер. В медицине для обозначения данных отклонений используются также термины: патология психостаза, психофизиологическое расстройство.

Что вызывает психосоматические болезни

Причины формирования отклонений рассматриваются с опорой на различные направления школ психиатрии. Постараемся, не вникая в детали, выявить основные факторы, ведущие к развитию патологии. Предполагается, что психосоматика возникает вследствие сочетания готовности органа к физиологическим сбоям и деструктивных психических процессов, происходящих в конкретной личности.

konflikt-vnutri-sobstvennoj-lichnosti-alcoclinic.jpg

Самые частые причинные условия, ведущие к началу психосоматических заболеваний:

Повышенная внушаемость - Алкоклиник

  • Конфликт внутри собственной личности. У человека годами формируется эмоциональное перенапряжение. Оно вызывается невозможностью реализаций желаний на фоне недостаточных возможностей.
  • Анамнестический блок. Нарушение функций психики и внутренних органов появляются вследствие перенесённых ранее (особенно в детском возрасте) травматических эпизодов. Оставив после себя неисцелённый тревожный комплекс, блокирующий источник редуцируется во множество симптомов.
  • Комплекс «больного». У ряда лиц с невротической предрасположенностью выявляется постоянная потребность нахождения в болезненном статусе. Благодаря ему они добиваются повышенного внимания к своей персоне, уходят от ответственности, учёбы, работы.
  • Повышенная внушаемость. Избыточная впечатлительность характера нередко приводит к подсознательному процессу внедрения негативной информации в сознание. Болящий сам не может объяснить причины болезненных изменений в нём.
  • Социальный инфантилизм. Личности с данной особенностью в связи с невозможностью понимания других людей и происходящего вокруг них замыкаются, становятся неуверенными. Отсутствие продуктивных межличностных отношений вызывают у них аффективное напряжение, переходящее в соматические жалобы.
  • Контакт с больным. К психосоматике приводит длительное общение с человеком, страдающим каким-то, часто тяжёлым заболеванием. Чрезмерная эмотивность подсознательно «копирует» схожие симптомы.
  • Аутоагрессия. У определённой категории людей появляется чувство виновности, стыда, агрессии. Отклонения формируют избыточное психоэмоциональное напряжение с последующим переходом в функциональные сбои работы всего организма.

Перечисленные факторы учитываются при диагностике.

Особенности формирования расстройств

Избыточного реагирования на стресс вегетативной нервной системы - Алкоклиник

Патогенетическая схема развития болезни включает несколько этапов.

Нарушение формируется на фоне:

  • Склонности органа-мишени к воздействию на него стрессового агента.
  • Аккумуляции аффективного напряжения.
  • Избыточного реагирования на стресс вегетативной нервной системы.
  • Появления отклонений работы нейроэндокринных реакций.

Вследствие болезненных процессов:

  • Нарушается физиологическая нервная импульсация.
  • Страдает иннервация сосудов и кровообращения.
  • В органах наступает ишемия и обменные сбои.

В самых начальных (функциональных) стадиях в случае применения лечения процесс носит обратимый характер. Если не была оказана своевременная помощь, у пациента развивается соматическая патология.

Классификация

Психосоматические расстройства (ПСР) на основании вызывающих их причин и других факторов относят к трём основным группам. Существуют и другие классификационные варианты, но они менее применимы в практике и больше используются учёными.

Виды психофизиологических расстройств - Алкоклиник

Выделяют следующие виды психофизиологических расстройств:

  • Конверсионные. В данную подгруппу отклонений относятся невротические патологии. Симптоматика неврозов со временем переходит в соматическую фазу. Невротики, не получая сочувствия окружающих, подсознательно переводят психогенные проявления в патофизиологические. У них возникают синдромы психического «выпадения»: параличи, тошнота, рвота, глухота, слепота, немота и т.д. Они носят исключительно психопатологический характер, длятся иногда годами.
  • Функциональные. Эти синдромы характеризуются нарушениями функций органов, при полном отсутствии повреждений в них. Больные предъявляют жалобы на: сбои работы сердца, затруднение дыхания, проблемы пищеварительного тракта, опорно-двигательной и эндокринной систем.
  • Психосоматозы. Речь уже идёт о специфической группе недугов, в причинной основе которых прослеживается психогенный агент. К таким заболеваниям относят случаи: бронхиальной астмы, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, нейродермита, ожирения, ревматоидного артрита, язвенного колита, сахарного диабета II типа.

Вполне естественно, что каждая из описанных групп имеет свои особенности в тактике лечения.

Симптоматика патологий психостаза

Психосоматические заболевания пестрят разнообразием. Больные описывают как отдельные болезненные проявления, так и предъявляют полисистемные жалобы.

Одышка с приливами жара или наоборот - Алкоклиник

  • Болевые ощущения. Пациенты жалуются на загрудинные, мышечно-суставные, головные боли. Часто они указывают на проекцию с их точки зрения: «ноет в сердце», «распирает живот», «колет в печени», «стреляет в почках» и т.д. Нередко страдающие люди отмечают психогенный фактор в начале возникновения болевого приступа. Проводящаяся диагностика не выявляет никаких патологических сдвигов.
  • Слабость, быстрая утомляемость, головокружение, чувство тяжести в теле или отдельных конечностях.
  • Учащенное сердцебиение.
  • Одышка с приливами жара или наоборот , озноб, психосоматический кашель.
  • Затруднение носового дыхания.
  • Тошнота, рвота, изжога, запор.
  • Сексуальные расстройства: снижение либидо, проблемы с эрекцией, эякуляцией.
  • «Утрата функций» (чаще у женщин). Речь идёт о спазматических состояниях, параличах, потере чувствительности, зрения, слуха, затруднении разговора.

Для детей свойственны нарушения, проявляющиеся:

  • Преневротическими жалобами на плохой сон, крики и плач без причин, энурез, судорожные подергивания, тики.
  • Вегетососудистыми проблемами: обмороками, избыточной потливостью, головокружением, приступами сердцебиений.
  • Психосоматикой с жаждой, тошнотой, кожными сыпями, зудом, респираторными проявлениями.

Последствия отсутствия терапии

У больных формируются классическая соматопатология - Алкоклиник

Если больные не получают адекватную помощь, у них со временем формируются классическая соматопатология. Она сопровождается изменением структуры органов, выявляемым при обследовании. В этом случае излечением уже должны заниматься профильные клиники. На этом основании следует своевременно обращаться к психиатру, чтобы избежать последствий и осложнений ПСР.

Клиническая диагностика

Установление точного диагноза может занять длительное время. Проблема состоит в позднем попадании пациентов к врачу. Они ходят по профильным специалистам, и часто «кругами», пока не попадут к психиатру. Неопределённость может длиться месяцами и даже годами.

В клинике клиентов:

  • Внимательно опрашивают и выслушивают жалобы.
  • Осматривают.
  • Исследуют физикальными, лабораторными и инструментальными методами.
  • Направляют для уточнения к узким специалистам.

К диагностическому процессу привлекают психологов, назначающих:

  • Проведение тестов.
  • Применение опросников.
  • Проективные методики.

Лишь после установления окончательного диагноза подбирается план терапии.

Лечение психосоматических заболеваний

Основная задача врача состоит в устранении причины ПСР. Важно выявить первичный травмирующий фактор: стресс, конфликт, подсознательные и скрытые переживания. Для его устранения применяется психотерапия.

Читайте также:
Если очень болит зуб: какие есть таблетки от зубной боли без рецептов? Список лучших средств!

Индивидуальная психокоррекция расстройства - Алкоклиник

Лечение психосоматических расстройств проводится:

  • Индивидуальной психокоррекцией.
  • Сеансами групповых видов помощи.
  • Гипнозом.
  • Методами нейролингвистического программирования.
  • Когнитивно-поведенческой и семейной коррекцией.
  • Телесно-ориентированными методиками.
  • Гештальт-терапией.
  • Обучением аутотренингу.
  • Эстетотерапией.

Не менее важное значение имеет фармакотерапия.

Список применяемых препаратов включает:

  • Антидепрессанты.
  • Успокоительные.
  • Анксиолитики, подавляющие тревожные состояния.
  • Психостимуляторы.
  • Психокорректоры.
  • Симптоматические средства.
  • Витаминотерапию.

Антидепрессанты, успокоительные и психостимуляторы - Алкоклиник

Лечение психосоматических болей требует комплексного применение терапевтических методик. Важно устранить негативные ощущения в самом начале терапии. Нередко для этих целей наряду с медикаментозной применяется плацеботерапия, помогающая не только в снятии болевых ощущений, но и в уточнении диагноза.

В конце всех терапевтических мероприятий может понадобиться реабилитация. Она включает как амбулаторные занятия с психотерапевтом, так и пребывание в специализированном центре с использованием программ восстановления. Реабилитационный период может потребовать продолжительное время. После полного выздоровления необходимо периодически, с профилактическими целями показываться врачу. Эти встречи помогут предотвратить возможный рецидив болезни.

Литература:

  1. Психосоматические заболевания : Полн. справ. / [Е.В. Бочанова и др.; Под ред. Ю.Ю. Елисеева]. – М. : ЭКСМО, 2003 (Н. Новгород : ГИПП Нижполиграф). – 602 с.
  2. Психосоматические заболевания: теория и практические исследования / [Д. Н. Ефремова, О. И. Каяшева]. – Москва : УРАО ; Санкт-Петербург : НИЦ АРТ, 2015. – 100 с.
  3. Смертность населения Москвы от психических и психосоматических заболеваний : Монография / С. П. Ермаков, Ю. П. Бойко. – М. : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2002 (Тип. ИПК РУДН). – 108 с.

Текст проверен врачами-экспертами:
Заведующей социально-психологической службы МЦ «Алкоклиник» врачом психиатром-наркологом Серовой Л.А.

Запись на консультацию

Проконсультируйтесь
со специалистом

Психосоматические заболевания в стоматологии. Часть 1.

Стоматологические статьи

Психосоматическая медицина — научно-практическое направление медицины, исследующее роль психосоциальных факторов в этиологии, патогенезе и динамике соматических заболеваний и использующее полученные знания в их профилактике и терапии. В более широком смысле психосоматическая медицина понимается как медицина, реализующая комплексный биопсихосоциальный подход к больному, учитывающий своеобразие взаимодействия (взаимозависимостей) психического и соматического в норме и при патологии.

Среди многочисленных факторов, приводящих к развитию заболеваний полости рта, наиболее часто указывают алиментарные, нервно-трофические, сосудистые, эндокринные расстройства, а также местные факторы. Однако ни одна из существующих теорий не дает полного представления об этиологии и патогенезе болезней полости рта. Одним из факторов, способствующих росту числа неинфекционных заболеваний, в том числе и стоматологических, является высокий уровень психоэмоциональной напряженности в жизни современного человека. Несмотря на огромный поток информации, посвященной проблемам стресса, его роль в генезе стоматологических заболеваний изучена недостаточно.

На различных моделях стресса установлено патогенное воздействие на пародонт за счет снижения общей резистентности организма, что проявляется активацией процессов перекисного окисления липидов

и протеолиза, деструкцией клеточных мембран, нарушением гемоциркуляции мягких тканей и метаболизма костной ткани.

Психотерапевт понимает под психосоматикой заболевания внутренних органов и систем организма, возникающие вследствие воздействия психических или эмоциональных факторов. Как говорят в народе, это те заболевания, которые появляются «на нервной почве». Психолог находит в них целый ряд общих признаков.

1. Начало заболевания провоцируется психическими факторами (психическая травма, эмоциональный стресс, невроз), действие которых может быть кратковременным (смерть близкого человека, депрессия), довольно длительным (конфликт в семье, на работе, болезнь близкого человека) или хроническим (наличие неразрешимых проблем из-за личностных особенностей, комплекса неполноценности, уродства).

2. Не только начало заболевания связано со стрессовой ситуацией, но и любое обострение или рецидив болезни.

4. Психосоматические расстройства обычно протекают фазно, и их обострения в той или иной степени носят сезонный характер.

5. Психосоматические болезни возникают у лиц с генетической и конституциональной предрасположенностью.

Практическим врачам этот факт хорошо известен. Один и тот же эмоциональный стресс вызывает у разных людей различные реакции и заболевания. Это различие определяется не только генетической предрасположенностью к определенным заболеваниям, но и характерологическими особенностями.

Психосоматические болезни — это болезни нарушенной адаптации (приспособления, защиты) организма. Человек постоянно существует в условиях стресса, т.к. он не изолирован от влияния окружающей

среды. Г. Селье утверждал, что даже «спящий человек испытывает стресс. Полная свобода от стресса означает смерть». Но воздействие внешнего фактора может быть настолько сильным, что защитные силы

организма не справляются со стрессом и возникает болезненное состояние. Граница между реакцией адаптации и болезнью условна и зависит как от силы и длительности самого воздействующего фактора,

так и от психологического и физического состояния человека. Конечно, адаптационные (приспособительные) возможности у молодого, крепкого, физически здорового, оптимистично настроенного человека гораздо выше, чем у старого, слабого физически, уже не раз подвергавшегося воздействию стрессовых влияний. Именно от исходного состояния зависит, будет ли человек активно искать выход из стрессовой ситуации или пассивно обречет себя на «разрушение» ею.

Связь между психикой и телом осуществляется через вегетативную нервную систему и проявляется в виде различных вегетативно-сосудистых реакций. Психогенная ситуация как провоцирующий фактор запускает вначале общую неспецифическую реакцию адаптации. Наиболее часто встречаются три типа таких реакций:

1) реакция со стороны выделительных органов — слюнотечение, потливость, рвота, учащенное мочеиспускание, понос («медвежья болезнь»). Могут возникать при волнении перед экзаменом, ответственным докладом и т.д.;

2) температурная реакция. Повышение температуры часто наблюдается у детей в любой стрессовой ситуации (прорезывание зубов, сильный плач, переутомление).

Температурная реакция характерна и для некоторых женщин, причем в длительной психотравмирующей ситуации может держаться субфебрилитет (37,0-37,5 °С);

3) реакция со стороны сердечно-сосудистой системы в виде сердечных спазмов, повышения артериального давления, учащенного сердцебиения.

При повторных воздействиях психогенных факторов или в условиях длительной психотравмирующей ситуации ответная реакция на стресс приобретает специфичность в виде поражения отдельных органов и

Другими словами, поражается орган«мишень», имеющий к этому наследственную предрасположенность. На начальном этапе соматические расстройства функциональны и в ряде случаев маскируют или зашторивают психические заболевания (неврозы, депрессии). В дальнейшем болезнь принимает стойкий или даже необратимый характер, что затрудняет ее лечение.

Особенности развития психосоматических болезней диктуют и своеобразие терапевтического вмешательства.

Читайте также:
Реальная болезнь или психосоматика: почему болит зуб после удаления соседнего?

Прежде всего, необходимо купировать непосредственную соматовегетативную реакцию организма (подъем АД, боль в сердце, прободение язвы). Затем необходимо присоединить психотропные средства (транквилизаторы, антидепрессанты, снотворные, ноотропные препараты), опосредованно стабилизирующие физические функции. Кроме того, весь процесс лечения поврежденных органов и систем должен сопровождаться курсом психотерапии, направленной на коррекцию личностных черт больного, его реакции на окружающее, разрешение психотравмирующей ситуации, урегулирование взаимоотношений в семье и т.д.

Только весь лечебный комплекс может способствовать выздоровлению. Для претворения этого комплекса в жизнь требуется консультация и помощь психолога, психотерапевта или психиатра [4].

Психосоматические заболевания — это такие заболевания, причинами которых являются в большей мере мыслительные процессы больного, чем непосредственно какие-либо физиологические причины.

Если медицинское обследование не может обнаружить физическую или органическую причину заболевания, или если заболевание является результатом таких эмоциональных состояний, как гнев, тревога, депрессия, чувство вины, тогда болезнь может быть классифицирована как психосоматическая.

Зигмунд Фрейд исследовал психосоматические заболевания, что сформировало его теории о бессознательном уме и вытеснении. Многие известные заболевания были ранее классифицированы как «ис терические» или «психосоматические», например, астма, аллергии, мнимая беременность и мигрени.

Психосоматические расстройства — это те разнообразные проявления нарушений со стороны органов и систем организма, которые возникают и обостряются под влиянием психогенных (психологических факторов).

Критериями для разграничения форм психосоматических расстройств могут служить: функциональность, обратимость, длительность существования, локализация, характер связи с особенностями личности

Во всех случаях психосоматических расстройств в их патогенезе мы видим вегетативную дисфункцию и выраженную в различной степени невротическую симптоматику. Проявления астенического синдрома, симптомы депрессии, тревога и ипохондрические включения являются обычными спутниками психосоматических расстройств.

Визит к стоматологу принято рассматривать в качестве одной из моделей стресса (так называемый «стоматологический стресс»). Известно, что стоматологический стресс так же, как и другие виды острого стресса, характеризуется активацией симпатоадреналовой системы, активность которой коррелирует с выделением кортизола (К) со слюной. Активация симпатоадреналовой системы проявляется увеличением частоты сердечных сокращений, повышением артериального давления, усилением потоотделения и другими вегетативными реакциями. Поэтому визит к стоматологу может явиться фактором риска, вызывающим обострение основ-ного заболевания у больных артериальной гипертензией (АГ).

Любое лечение можно проводить только в том случае, если врач считает его необходимым и эффективным и если после соответствующего обсуждения пациент дает согласие на его проведение.

На начальном этапе лечения главная задача — добиться сотрудничества пациента. Он должен стать нашим союзником. При этом мы должны сделать все возможное для того, чтобы он получил максимально полное представление о своем заболевании.

Если никакого очевидного улучшения добиться не удалось, то для пациента это не должно быть поводом для разочарования. Тем не менее, лечение нельзя считать бесполезным, так как в процессе систематического обследования и последовательной работы врача пациент получил наиболее полное представление о своем заболевании. Сами стоматологи также должны избавиться от иллюзии, что все проблемы можно решить с помощью одних механико-технических манипуляций.

Даже общая медицина не в состоянии вылечить все болезни. В данном случае помощь заключается в том, что психотерапевт совместно с пациентом разрабатывает наилучшую стратегию, как ему дальше жить с этим заболеванием.

Если графически представить последовательность наших действий, направленных на выявление психосоматических расстройств и лечение таких пациентов, то становится очевидным, что это циклический колебательный процесс, главной целью которого является разъяснение пациенту истинных причин его состояния, поскольку осознание проблемы — это первый и самый важный шаг к выздоровлению [6].

Пациент должен адаптироваться к новому протезу или пломбе и принять их как свои собственные зубы. Стоматолог должен определить, что пациент переживает тяжелую жизненную ситуацию. После сбора анамнеза, тщательного обследования и постановки диагноза совместно с пациентом производится выбор оптимального варианта лечения, определяется количество промежуточных посещений стоматолога и продолжительность лечения. Таким образом, стоматолог получает представление о текущей ситуации.

II. Психические расстройства нередко приводят к возникновению соматических симптомов заболеваний в челюстно-лицевой области.

III. Боли и жалобы в челюстно-лицевой области могут быть связаны со специфическими дефектами зубов и других жевательных органов.

IV. Стоматолог должен четко определить, может состояние зубочелюстной системы быть причиной имеющихся болей в челюстно-лицевой области или нет. Для этого он должен обладать обширными профессиональными знаниями, практическими навыками и богатым опытом.

V. Чтобы определить, какую психосоматическую или соматопсихическую природу имеют боли в челюстно-лицевой области, стоматолог должен иметь хотя бы базовое представление о психосоматике.

VI. Если у стоматолога есть какие-либо пробелы в профессиональном образовании или ему не хватает практического опыта или навыков освоения специальных методов анализа или базовых знаний о психосоматике, то такой специалист не в состоянии помочь и хорошо, если не навредит пациентам с неясными болями и жалобами в челюстно-лицевой области.

VII. Если стоматолог превыше всего ценит только свое собственное мнение и не осознает или не учитывает возможность того, что причиной всех проблем может быть психосоматическое расстройство, то это нередко приводит к тому, что называют «врачебное безумие».

VIII. Если диагноз психосоматическое расстройство ставится слишком поспешно, без тщательного обследования и исключения всех возможных соматических причин, то последующее лечение также становится абсолютно бесполезным.

Среди различных психосоматических заболеваний значительное место занимает патология, сопровождающаяся болезненными ощущениями в языке [1,5, 7]. До настоящего времени не создано унифицированной и общепринятой терминологии и номенклатуры по этой патологии. Определение заболевания пестрят разнообразными терминами: глоссалгия, глоссодиния, парестезия языка, синдром жжения полости рта (СЖПР), глоссопироз, вегеталгия, симпаталгия, стомалгия.

Актуальность проблемы глоссалгии определяется не только распространенностью данного заболевания, тяжестью течения и высокой психоэмоциональной ранимостью этой группы больных, но также необходимостью разработки организационных и лечебно-профилактических мероприятий, поиска более совершенных, патогенетически обоснованных методов и средств лечения [8, 9].

Глоссалгия является также и одним из наиболее распространенных нейростоматологических заболеваний, причем ее частота в настоящее время не уменьшается [5, 7]. Упорное, длительное течение заболевания, часто приводящее к личностной дезорганизации больных среднего и пожилого возраста, наличие взаимосвязей с психоэмоциональным напряжением и общими соматическими заболеваниями, делает эту проблему не только медицинской, но и социальной.

Читайте также:
Ноющие или фантомные боли после удаления зуба - это норма! Но что делать, если очень сильно мешает?

Болезнь зубов и психоэмоциональное состояние

Может ли быть связана зубная боль с психоэмоциональным состоянием человека? В статье рассказывается, как связаны между собой душевные переживания и боль в зубах (равно как и других органах). Вы узнаете о том, каким образом характер человека косвенно влияет на состояние его челюсти и в чем заключаются метафизические причины зубной боли.

Люди издавна связывали свои болезни с различными внешними факторами, не всегда зависящими от них самих. Когда-то считалось, что проклятье, произнесенное вслух, может наслать страшный недуг (или даже убить кого-то), а у язычников неверность богу сулила «отступнику» и его семье несчастья и беды.

Сегодня изменилось немногое — люди все так же подвержены влиянию психосоматических факторов. Наш характер и мировосприятие заметно сказываются на общем самочувствии. Проблемы психологического характера способны вызывать ощутимые физические симптомы, такие как внезапное недомогание, слабость, боли в голове, сердце и… даже зубах.

Зубная боль

Зубная боль во многом зависит и от психического здоровья человека

Откуда берутся зубные проблемы?

Многие из нас переживали в жизни периоды, когда при одинаковом уходе за ротовой полостью зубы чувствовали себя хуже, были склонны к болезненности и разрушению. Психологи возлагают ответственность за это на неустойчивую человеческую психику, а парапсихологи и вовсе оперируют таким понятием, как «метафизические факторы» зубных болей.

Объясним это понятным языком. Известно, что зубы — первый орган, участвующий в пищеварительном процессе. Они занимаются измельчением пищи до состояния, приемлемого для желудка. А с другой стороны, какой орган первым «переваривает» интеллектуальную и духовную пищу? Верно, головной мозг. Как любая твердая пища может усложнить жевание или даже повредить зуб, так и жизненные обстоятельства, непредвиденные проблемы становятся душевным испытанием. Нерешительные, слабые духом люди хуже других справляются с выпавшими на их долю неприятностями, и резкая боль в зубах может быть одним из проявлений внутреннего неблагополучия.

Когда человек боится попасть в западню, чувствует себя бессильным и не может дать отпор обидчику, зубная боль свидетельствует о неумении постоять за себя, «вгрызться зубами» во врагов и бороться за свое счастье. Если зубы разрушаются от износа, то это, скорее, признак плохого окружения, которое пользуется человеком и крадет у него жизненную энергию. Молчаливое ожидание изменений в надежде на лучшие дни (без предпринятия активных шагов со своей стороны) обрекает личность на стагнацию.

Связь между зубными болезнями и характером

Вера в себя, непоколебимость и умение собрать волю в кулак — качества, укрепляющие зубы. Напротив, отсутствие внутреннего стержня, малодушие и пессимизм действуют разрушительно.

Быть уверенным в себе — значит иметь готовность встретить невзгоды. Зубы у таких людей крепкие, они могут измельчить любую твердую пищу и остаются целыми. Противоположные черты, такие как слабохарактерность, склонность роптать и предаваться унынию, рушат иммунитет зубов и костей в целом.

Ежедневный уход за ротовой полостью тесно связан с состоянием зубов. И дело не только в самой гигиене. Дисциплинированный и аккуратный человек печется о своем здоровье — а значит, и его организм вкупе с зубами будет укрепляться. Те же, кто пренебрегает ежедневной чисткой, по характеру обычно и отличаются небрежностью и невнимательностью. Таких людей легко вывести из колеи, они не готовы быстро собраться с силами в тяжелый период. Следовательно, и здоровье у них хрупкое.

Если зуб потерян, значит, человек совершил плохой поступок, принял неверное решение. Пока последствия не стали катастрофическими, есть шанс исправить ситуацию. Иногда достаточно провести анализ: «Почему я поступил неправильно? Какие черты и склонности побудили меня к этому?» Парапсихологи утверждают: физическая боль и недомогание, а особенно потеря зуба, даются как урок, стимул к личностным переменам.

Холистические стоматологи по болезни зуба, и вовсе диагностируют болезнь всего организма. Они считают, что каждая часть тела соединена и то, что делается с одной частью, влияет на целое.

Какие бы органы вас ни беспокоили — зубы, голова, сердце, желудок, конечности — не воспринимайте это сразу как очередную «болячку». Останьтесь наедине с собой и задумайтесь: какие сигналы подает организм, и что нужно изменить в себе? Все, что происходит с нами в жизни, закономерно, а зеркалом душевного состояния служит наше тело. Берегите здоровье и будьте сильны духом!

Психосоматика зубной боли

С зубной болью знаком каждый человек, но не все знают, что она может быть результатом психологических проблем и даже последствием особенностей характера. Интересно то, что болеть может даже здоровый зуб. Тогда речь наверняка идет о психосоматике.

Психосоматика зубных заболеваний

Могут ли болеть зубы на нервной почве? Да. На физическом уровне зубы нужны для того, чтобы измельчать пищу. По сути, то же значение отведено на ментальном уровне. Чтобы лучше понимать причину зубных болей по психосоматике, нужно знать метафизическое значение.

Зубная боль

  • Верхний ряд, правая половина – самореализация и поиск смысла жизни, своего места в мире.
  • Верхний ряд, левая половина – мироощущение и мировосприятие (чувства, эмоции, желания, особенности характера и темперамента).
  • Нижний ряд, правая половина – жизненные ориентиры, способность концентрироваться на главном.
  • Нижний ряд, левая половина – символ отношений с близкими людьми (искривление ряда говорит о недостатке взаимопонимания и слаженности).
  • Верхний ряд, 4 передних зуба – отношения с отцом и матерью.
  • Нижний ряд, 4 центральных зуба – место отца и матери в вашей жизни.

Боль слева говорит о трудностях в отношениях с матерью, боль справа – о трудностях в отношениях с отцом. Ноющая боль может быть последствием подавленных желаний или желания отомстить кому-то («точите зуб на кого-то»).

Читайте также:
Серьезные осложнения: почему болит зуб после пломбирования при накусывании?

Это интересно! У женщин зубная боль возникает из-за оскорблений, осуждения и сквернословия в адрес мужа.

Проблемы общего характера

Болят зубы и десны, что это значит по психосоматике:

  • нерешительность, неспособность анализировать ситуацию и преодолевать трудности;
  • нехватка настойчивости и упорства;
  • ощущение бессилия в какой-то ситуации;
  • желание «укусить» кого-то в споре и невозможность этого;
  • застревание в какой-то ситуации, долгое «пережевывание» чего-то;
  • неспособность постоять за себя (челюсть нужна для укуса, который помогает защищать себя, своих близких, свою территорию).

Марионетка

Если стирается эмаль, выпадают пломбы и коронки, крошатся зубы, то это говорит о том, что вы позволяете другим людям использовать себя. При этом внутри вы критикуете других, ругаете их, но никак не выражаете свои чувства. Вместе с этим вы хотите, чтобы другие люди менялись ради вашего блага.

О чем еще говорят проблемы с зубами:

  • неспособность принять новое, закостенелость взглядов;
  • зависимость от чужого мнения, страх испортить впечатление о себе;
  • подавленная здоровая агрессия (слабая пробивная сила).

Это интересно! У детей проблемы с зубами и изменение прикуса возникает в случае отсутствия одного из родителей, чаще при отсутствии отца. А скрип зубами во сне говорит о попытках избавиться от обиды и накопившейся злости.

Кровоточивость десен

Жикаренцев видит причину кровоточивости в отрицательных установках личности, безрадостном существовании, неудовлетворенности жизнью и принятыми решениями. Для исцеления предлагается использовать такую аффирмацию: « Я уверен, что все в моей жизни разумно, поэтому я спокоен».

Дурной запах

Зависть

Дурной запах изо рта появляется при кариесе и нарушенной работе ЖКТ. С точки зрения психологии, это говорит о зависти, злости, ненависти к себе и окружающим, душевной боли. А также причиной может быть чувство стыда за плохие мысли или намерения. Иногда причиной выступает внутренний конфликт: желание держать людей подальше от себя с одновременным желанием быть ближе к ним. Комплексы и негативные мысли – еще одна предпосылка неприятного запаха.

По Валерию Синельникову неприятный запах изо рта говорит о том, что пора избавиться от старых мыслей и убеждений, заменить их новыми и свежими идеями. Кроме того, необходимо избавиться от прошлых обид, желания отомстить.

Для исцеления необходимо научиться прощать, полюбить себя и других людей. Исцеляющая аффирмация: «Я с радостью расстаюсь с прошлым. Отныне я выражаю только любовь».

Зубы мудрости

Болезненное появление зуба мудрости по психосоматике говорит о том, что в сознании человека нет фундамента на будущее. Человек сам препятствует своему личностному росту. Боль обычно возникает в момент переоценки ценностей, просветления. Луиза Хей предлагает для исцеления такую аффирмацию: «Я открываю дверь в свое сознание для полноценной жизни и личностного роста».

Зубной камень

Зубной камень символизирует окаменевшую агрессию и накопившиеся проблемы. Для исцеления нужно вовремя решать проблемы, не осложнять самому себе жизнь.

Кариес

Пессимизм

По Лиз Бурбо кариес говорит о том, что человек кого-то или что-то не переваривает. Испытывает негативные чувства и готов преобразовать их в такие же действия. Кроме этого кариес говорит о том, что человек не умеет смеяться и радоваться жизни. Неудовлетворенные желания, упрямство и попытки заесть горе чем-то сладким также приводят к кариесу.

Бруксизм

Скрежет зубами во сне говорит о том, что за день в человеке накопилось слишком много злобы и агрессии, эмоциональное напряжение достигло своего пика. Днем из-за ощущения беспомощности человек подавляет свою агрессию (желание «укусить» кого-то).

Пульпит

Возникает у тех людей, которые вынуждены больше слушать, чем говорить. Воспаление пульпы характерно для стадии восстановления после конфликта. Флюс и киста зуба, как и воспаление, возникает на фоне сильной агрессии.

Пародонтоз

Агрессия, неряшливость, недоверие, негативизм – все это становится причиной пародонтоза. Необходимо обрести спокойствие и научиться доверять людям.

Десны

Боль в деснах говорит о том, что человек уже принял какое-то решение, но не может реализовать его на практике, так как боится последствий. Такой человек постоянно подавляет свои потребности и желания, страдает от отчаяния и чувства беспомощности. Кровоточивость десен говорит об отсутствии радости в жизни.

Луиза Хей предлагает бороться с проблемами при помощи аффирмаций: «Я – человек решительный. Я иду до конца и с любовью поддерживаю себя. Я верю, что в моей жизни имеют место только правильные действия. В моей душе покой».

Связь зубов и внутреннего мира человека

Зубы напрямую связаны с внутренними системами. Каждый зуб отвечает за свой орган:

  • единицы и двойки – мочевой пузырь, почки, ухо;
  • тройки – печень, желчный пузырь;
  • четверки, пятерки – легкие, толстая кишка;
  • шестерки, семерки – желудок, селезенка, поджелудочная железа;
  • восьмерки – сердце, тонкая кишка.

Иногда боль в зубах возникает из-за повышенного давления и болезней сердца. Пародонтит и зубной камень говорит о язве желудка или двенадцатиперстной кишки.

Связь боли и характера человека

Зубы

Связь боли и характера человека подробно изучил О. Торсунов:

  • Зубы становятся крепче, если человек верит в себя, тверд и решителен в желаниях и поступках.
  • Конформизм разрушает зубы, а внутренний стержень в характере укрепляет их.
  • Неприличные поступки и действия по принципу «цель оправдывает средства» приводят к воспалению.
  • Мелочность и дотошность повышает чувствительность зубов.
  • Негативное мышление и установка на саморазрушение тоже приводят к воспалению.
  • Потеря зуба – расплата за ошибки и жестокость.
  • Недоверие снижает иммунитет костной системы.

Чем чище человек в своих мыслях, тем ниже риск воспаления.

Мнение Жикаренцева

По мнению В. Жикаренцева боль в зубах указывает на проблемы в отношениях с отцом, обиду на него. Психолог дает такую аффирмацию на исцеление: «Я прощаю все обиды своему отцу. Я представляю его маленьким мальчиком, и мое сердце переполняет любовь к нему». А также это говорит о безрадостных решениях. Вероятно, человек принимает эти решения под чьим-то давлением.

Читайте также:
Проще простого! Как удалить зуб в домашних условиях без боли у взрослого или ребенка?

Точка зрения Лиз Бурбо

По Лиз Бурбо проблемы с зубами и деснами говорят о том, что человек не может воплотить в жизнь то, что хочет, боится неудачи и последствий. Из-за этого возникает ощущение беспомощности. Иногда страх возникает на фоне негативного прошлого опыта. Чтобы избавиться от проблемы, нужно разобраться со страхом, понять иррациональность переживаний.

Беспомощность

Еще боль говорит о том, что человеку сложно что-то «пережевывать». Люди с больными зубами не могут постоять за себя, чувствуют беспомощность. Лиз Бурбо дает более точное объяснение метафизике зубов:

  • Верхняя челюсть, восемь правых зубов – желание самоутвердиться, самореализоваться в жизни.
  • Верхняя челюсть, восемь левых зубов – желание проявить эмоции и чувства, быть самим собой.
  • Нижняя челюсть, восемь правых зубов – способность анализировать, конкретизировать, задавать направление жизни.
  • Нижняя челюсть, восемь левых зубов – чувствительность и эмоциональность, отношения с близкими родственниками.

Боль или неровности зубов указывают на соответствующие проблемы (зависит от расположения).

Луиза Хей о психосоматике зубов

По теории Луизы Хей к болезням зубов и полости рта приводит:

  • робость;
  • нежелание анализировать ситуацию;
  • злые поступки и негативные мысли.

Человек с зубной болью неспособен реализовать свои же планы, у него нет четкой жизненной позиции и убеждений. Он не может ни во что вцепиться, не умеет принимать решения. Психолог рекомендует использовать такую аффирмацию на исцеление: «Я – решителен, иду до конца и во всем поддерживаю себя».

Можно ли избавиться от соматической боли

От соматической боли можно избавиться, если определить причину. Зубы нужны для того, чтобы защищаться и добывать пропитание. Вызвать ухудшение состояния зубов и десен могут два конфликта:

  • Агрессия: желание «загрызть» или «покусать» кого-то, которое в силу определенных причин не может быть реализовано.
  • «захват» слишком большого «куска» (деньги, власть, уважение), который приводит к деформации зубного ряда.

Кроме устранения конфликта нужно подумать о том, как вы относитесь к новой информации. Возможно, вам сложно что-то принять, и это «застревает» у вас в зубах.

Как бороться с психосоматической зубной болью

Гимнастика

Прежде всего, нужно регулярно заниматься самоанализом, развивать положительные черты характера и корректировать выраженность негативных черт. Можно заняться благотворительностью. А для коррекции психоэмоционального состояния и снижения уровня агрессии можно заняться йогой, гимнастикой, любым видом спорта.

Итак, схема борьбы такова: обнаружение негативной установки и проблемы, подбор гармонизирующей мысли и перефокусировка внимания.

В чем будет заключаться психологическая работа при болезнях зубов и десен

Радость

Что делать, если болят зубы на нервной почве:

  1. Необходимо избавиться от негативного мышления, полюбить себя, устранить зависимость от чужого мнения, повысить самооценку и уверенность в себе. Нужно научиться ставить реальные цели, составлять план их достижения.
  2. Кроме этого важно научиться трезво оценивать риски, не бояться совершить ошибку. Ошибки – это опыт и возможности для личностного роста. Нельзя добиться успеха и развития без поражений и ошибок. А для того чтобы стать решительнее, нужно полюбить себя. Научиться заботиться о себе и поддерживать в трудную минуту. Дополнительно нужно поработать над коррекцией эмоций. Необходимо научится управлять своими состояниями.
  3. Для коррекции мышления лучше обратиться к психотерапевту. Дело в том, что истинная причина может крыться в подсознании. Вытащить проблему на уровень сознания помогут такие методы психотерапии как сказкотерапия, символдрама, когнитивно-поведенческая терапия, гипноз, НЛП, арттерапия. При подборе методов и средств терапии нужно учитывать индивидуально-психологические особенности клиента.

Это важно! Срок терапии зависит от глубины, устойчивости и масштабности психологических проблем. При старых психотравмах на полноценное исцеление могут уйти годы. Притом важно понимать, что успех лечения во многом зависит от самостоятельной работы клиента. Психотерапевт только направляет, а решения принимает сам человек.

3 психологических проблемы, из-за которых возникает зубная боль: психосоматика как причина болезни

Распространенность воспалительных заболеваний пародонта среди взрослого населения находится на высоком уровне и не имеет тенденции к уменьшению. Общее количество людей имеющих изменения в тканях пародонта составляют 90-95 % взрослого населения. К появлению и дальнейшему прогрессированию заболеваний пародонта полости рта приводят многочисленные причины. Самые частые из них – нервно-трофические, алиментарные, сосудистые, эндокринные нарушения, а также локальные факторы в полости рта. Так же было изучено ранее, что имеется прямая связь между одним из характерных проявления эмоционального стресса, это уровня тревоги и степенью тяжести заболеваний пародонта. В жизни современного человека высокий уровень психоэмоциональной напряженности и это является одной из многочисленных причин, способствующих увеличению распространенности многих заболеваний, в том числе и стоматологических. Нарушения обмена веществ, нервно-соматические заболевания, частые и длительные стрессы приводят к нарушениям местных и общих защитных механизмов организма от неблагоприятных факторов, изменениям в метаболических процессов в пародонтальном комплексе. Но не смотря на огромное количество исследований, направленных на изучения влияния стресса на развитие заболеваний полости рта, его роль в развитии стоматологических заболеваний изучена недостаточно.

1. Булкина Н.В., Магдеева Л.Д. Распространенность и интенсивность признаков заболеваний пародонта среди взрослого населения г. Саратова // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1.

2. Григорьян А.С., Грудянов А.И., Рабухина Н.А. и др. Болезни пародонта. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 287 с.

3. Дмитриева Л.А., Максимовский Ю.М. Терапевтическая стоматология национальное руководство. – М.: ГЭОТАР, 2009. – 908 с.

4. Antonova, I. N. Changes in the masticatory muscles, periodontal tissues, and the pharyngeal ring in Wistar rats in chronic psychophysical stress / I. N. Antonova // Neurosci. Behav. Physiol. – 2008. – Vol. 38, N 9. – Ɋ. 891-896

5. Hugoson, A. The relationship of some negative events and psychological factors to periodontal disease in an adult Swedish population 50 to 80 years of age / A. Hugoson, B. Ljungquist, T. Brevik // J. Clin. Periodontol. – 2002. – Vol. 29, N 3. – P. 247-253.

Читайте также:
Если сильно болит десна после удаления зуба: что делать и как облегчить состояние?

6. Selye, H. The alarm reaction, the general adaptation syndrome, and the role of stress and of tlu adaptive hormones in dental medicine / H. Selye // Oral Surg.,Oral Med. and Oral Pahol. – 1954. – Vol. 7, N 4. – P. 355-367.

В наше время заболевания пародонта в структуре стоматологических заболеваний занимают лидирующие позиции. Распространенность воспалительных заболеваний пародонта среди взрослых находится на высоком уровне и не имеет тенденции к уменьшению [2]. Данная тенденция наблюдается из-за увеличения количество случаев заболеваний пародонта у молодого поколения, ростом распространённости у детей подросткового возраста, увеличением интенсивности и изменением характера заболевания, высоким скачком агрессивных форм заболеваний пародонта. В дальнейшем это приводит появлению хронических очагов инфекции в организме человека, что в свою очередь, повышает риск к негативным изменениям в работе функциональных систем организма.

По суммированной информации независимых экспертов Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), основанной на последних результатах эпидемиологических исследований, количество взрослого населения со здоровым пародонтам составляет 2-10%.

Количество людей с изменениями в структуре тканей пародонта составляет 90-95% взрослых. Заболевания пародонта в 5 раз чаще, чем осложнения кариеса (пульпиты, периодонтиты) приводит негативным изменениям в зубочелюстной системе, итогом которых являются преждевременная потеря зубов, потере костной ткани, уменьшение высоты прикуса и т.д. которые приводят к потери зубов.

По результатам эпидемиологического обследования 53 стран (ВОЗ, 1990 г.) было выявлено, что самый высокий уровень заболеваний тканей пародонта встречается в возрасте 15-19 лет (от 55% до 89%) и 35-44 лет (от 65% до 98%).И к 25-30 годам больше 50% имеют различные клинические проявления заболеваний пародонта в полости рта, которые в большинстве случаев имеют агрессивный характер течения, что в последующем, возможно, приведет пациента к потере зубов. Количество пациентов с заболеваниями пародонта в стоматологической заболеваемости неуклонно увеличивается [3]. На основании исследований Е. Н. Жулева (2003), распространенность заболеваний пародонта увеличилась вместе с прогрессом цивилизации и достигла 95-100%.

К развитию заболеваний пародонта полости рта приводят многочисленные причины. Самые частые из них – нервно-трофические, алиментарные, сосудистые, эндокринные нарушения, а также локальные факторы в полости рта[4].

Причиной высокой распространенности заболеваний тканей пародонта являются не только плохая гигиена полости рта или отрицательное влияние соматической патологии. Такие выводы были сделаны, потому что заболевания пародонта диагностируются и у практически здоровых людей. Это является причиной, последующего изучения патогенеза развития воспалительных заболеваний пародонта, для дальнейшей разработки наиболее комплексных методов лечения и профилактики.

На сегодняшний день хорошо изучены факторы, влияющие на прогрессирование заболеваний пародонта, также имеются различные данные о патогенеза этой патологии. Анализ данных позволил сделать вывод, что в основном изучались иммунологические факторы в развитии заболеваний пародонта. Среди многочисленных причин, имеющих отношение к развитию заболеваний пародонта, важное место занимают биологические свойства микроорганизмов полости рта. Немаловажное значение в развитии гингивита и пародонтита многие ученые отводят плохой гигиене полости рта, особенно биопленке, представляющей скопление бактерий. Но все же воспалительные заболевания тканей пародонта развиваются не у каждого человека. Это напрямую связано с устойчивостью организма в целом и резистентностью пародонт. Зачастую, выделяют связь между хроническим генерализованным пародонтитом с заболеваниями внутренних органов и систем. Реакции организма человека непосредственно оказывает влияние на характер, длительность воспалительного процесса в тканях пародонта. Гингивит и генерализованный пародонтит на сегодняшний день представлены как сочетание местной реакции организма в виде воспаления пародонта и общей реакции организма на воздействие микроорганизмов, находящихся в полости рта, по причине воздействия различных неблагоприятных факторов на организм человека. Даже несмотря на то что, на организм человека влияют отрицательные факторы окружающей среды и состояние резистентности организма, основополагающую роль в защите тканей пародонта занимают биохимические и иммунологические процессы, проходящие в ротовой полости.

В жизни современного человека высокий уровень психоэмоциональной напряженности и это является одной из многочисленных причин, способствующих увеличению распространенности многих заболеваний, в том числе и стоматологических. Несмотря на огромное количество исследований, направленных на изучения влияния стресса на развитие заболеваний полости рта, его роль в развитии стоматологических заболеваний изучена недостаточно.

Сегодня имеется тенденция к тому, что у 80 % лиц молодого возраста имеются изменения от среднестатистических показателей нормы. Это возможно объяснить тем, что люди живут, испытывая постоянную информационную, физическую и психологическую нагрузку, что приводит к истощению приспособительных возможностей, при этом происходит изменения в гомеостатических системах организма. Стрессоустойчивостью, тревожностью и адаптацией являются составляющими звеньями при рассмотрении психосоматического здоровья населения [5].

На сегодняшний день хорошо изучена роль психоэмоционального напряжения как пускового фактора в развитии многих заболеваниях. Определяется, что люди, которые подвергались длительному влиянию стрессовых агентов, имели более высокий риск, к возникновению различных заболеваний, в патогенезе которых лежат психосоматические механизмы. Известно, что в возникновении сердечно-сосудистых заболеваниях, патологии желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), эндокринных нарушений пусковым звеном стрессовой реакции является психоэмоциональное напряжение. Общее влияние таких факторов как: снижение качества защитных механизмов организма, неблагоприятное влияние факторов окружающей среды, наличие биологических предпосылок в полости рта, в виде нарушения микроциркуляции, снижение качества работы ферментных систем слюны, может в последующем привести к заболеваниям тканей пародонта.

Повышенное психоэмоциональное напряжение может привести к головной боли, чувству дискомфорта, или просто к состоянию истощения. Но хронический стресс, в свою очередь, может привести к ухудшению состояния полости рта, десен и нарушить соматическое здоровья. Нарушения обмена веществ, нервно-соматические заболевания, частые и длительные стрессы приводят к нарушениям местных и общих защитных механизмов организма от неблагоприятных факторов, изменениям в метаболических процессов в пародонтальном комплексе.

Стресс – это совокупность адаптационных возможностей всего организма на воздействие различных неблагоприятных факторов, нарушающее его гомеостаз, возникающее для обозначения неспецифической биологической реакции в ответ на неблагоприятное воздействие. В свою очередь психологический стресс рассматривается как эмоциональное состояние человека, в новых экстремальных ситуациях. Биологическая природа стресса заключается, в том, что это адаптационная реакция, возникающая под действием несвойственных факторов, для привыкания организма к новым условиям. Но при достаточно сильном и длительном воздействии на организм стрессовых агентов, возможно произойти сдвиг приспособительных адаптационных (компенсаторных) реакций и нарушится гомеостаза и развиться отрицательная форма стресса – дистресс.

Читайте также:
6 причин, из-за которых болит зуб под пломбой: что это может быть?

Ганс Селье является основоположником учения о стрессе, он впервые применил теорию стресса в развитие заболеваний полости рта. Подтверждением теории о влиянии стресса на развитии заболеваний пародонта, является эксперимент на крысах, в ходе которого моделирование стресса у крыс производилось методом отпиливание резцов, с дальнейшим введением кортизона, это приводило к развитию стоматита [6].

В ходе эксперимента на крысах наблюдалось, что в условиях иммобилизационного стресса развивалось следующие местные изменения: слущивание эпителия,
дегенеративные изменения соединительной ткани десны, уменьшалось количество ее остеотканной основы, снижалось количество остеобластов и развивалсяя остеопороз.

Гансом Селье в ходе эксперимента на крысах, было установлено, что изменения в организме не связанны с видом стрессора. Использовались следующие виды стрессовых агентов, это иммобилизация крыс, звонковой шок, использование шелковых лигатур в десневых бороздках, подкожное введение формалина и т.д..

У экспериментальных крыс были выявлены следующие нарушения во внутренних органах, такие как: инволюция тимуса и лимфоузлов с лимфопенией, гипертрофия надпочечников и острые язвы по ходу ЖКТ. Такие одинаковые проявления стресса называются как “триада Селье”. Согласно концепции Селье стресс протекает в три стадии: стадия тревоги, устойчивости и истощения [6].

  1. Стадия тревоги – на этой стадии формируется ответная реакция на выделившиеся гормоны стресса в организме, направленная на подготовку к защите, наблюдается снижение сопротивляемости.
  2. Стадия устойчивости: характеризуется тем, что эта стадия наступает в том случае, когда приспособительные способности организма равносильны с влиянием стрессового агента на организм. На этой стадии сопротивляемость организма становится выше нормы.
  3. Стадия истощения: после длительного влияния стрессового агента, наступает момент, когда адаптационная возможность организма исчерпывается. Появляются признаки тревоги, сопротивляемость организма снижается, но теперь они необратимы, и на этой стадии развиваются соматические расстройства, появляются разнообразные психологические расстройства.

Долгосрочные постоянные стрессы приводят к развитию болезней тканей пародонтонтального комплекса, которые часто сопровождаются потерей зубов [1]. Исследования, в которых рассматривалось влияние психоэмоционального состояния на развитие заболеваний пародонта у людей были изучены исследователями из Американской академией пародонтологии (American Academy of Periodontology). Было рассмотрено и проанализировано 14 исследований, охваченный промежуток времени с 1990 по 2009 года. В ходе анализа исследований, ученными были получены следующие результаты, что в 57% случаях имелась прямая связь между развитием болезней пародонта и психологическим состоянием человека. Исследователями были выделены следующие отрицательные психологические факторы, влияющие на изменения в тканях пародонта, это сильное чувство одиночества, высокая тревожность, депрессия, состояние хронического стресса, которые формировались под действием гормона стресса – кортизола[5].

Некоторые авторы выявляют, что имеется прямая связь между одного из характерного проявления эмоционального стресса, это уровня тревоги и степенью тяжести пародонтального заболевания.

По данным некоторых исследований стало известно, что негативное влияние стрессовых агентов может послужить к развитию заболеваний пародонтальнго комплекса, но явится причиной к прогрессированию уже имеющего заболевания, в дальнейшей приводя к хронизации процесса. Подтверждением служит, то что при проведении эксперимента, при иммобилизации крыс с пародонтитом, полученным при помощи наложением шёлковой лигатуры в десневую борозду на 12 часов в течение 30 дней. В результате у крыс наблюдалось значительное усиление резорбции костной
ткани альвеолярного отростка из за местного возрастания концентрации провоспалительных и прорезорбтивных факторов, таких как интерлейкины – 1бета, 10гамма-интерферон, остеопротегерин и др.. Так же было установлено, что к усиленному прогрессированию резорбции костной ткани альвеолярного отростка при уже имеющем заболевании могут приводить стрессовые агенты, которые являются пусковым механизмом развития заболеваний пародонта. Таковыми являются следующие стрессоры: помещение крыс в незнакомые условия существования.
действия вспышек яркого света, иммобилизация при низких и комнатных температурах и др..

Проанализировав литературные данные можно выделить основные механизмы повреждения тканей и органов полости рта при стрессе: нарушения нейрогуморальной регуляции; активация процессов перекисиого окисления липидов (ПОЛ); стимуляция протеолиза; расстройства гемоциркуляции; снижение специфической и неспецифической резистентности организма[5].

Как показывают результаты исследования Н. А. Агаджаняна, что обучение в университете способствует тому, что у 25,9 % студентов снижается состояния здоровья, а у 20 % студентов увеличивается хронические заболевания. Из выше изложенного можно сделать вывод, что во время студенческой жизни одна пятая часть обучающихся из относительно здоровых переходит в категорию страдающих хроническими заболеваниями. Поэтому студенты с хроническими заболеваниями плохо привыкают к учебной деятельности, обязательным компонентом которой является усвоение большого объема информации, при том что студенческая жизнь сопровождается дефицитом времени, неполноценного рациона питания, что, приводит к изменениям в функционировании основных систем организма.

По результатам многочисленных исследований были сделаны выводы о том, что в ходе учебного процесса у студентов наблюдаются изменения основных функциональных систем организма, таких как эндокринная, сердечно-сосудистая, дыхательная и др.. Это говорит о том, что учебный процесс студентов проходит в условиях постоянной нагрузки основных гомеостатических систем организма. При этом снижаются внутренние механизмы саморегулирования, функционирования отдельных систем органов [4]. Для улучшения состояния здоровья и поддержания жизнедеятельности людей, необходимо разработка научно-обоснованных восстановительных мероприятий для коррекции измененных физиологических показателей.

Следовательно, множественные эпидемиологические, клинические и экспериментальные исследования доказывают, что стресс влияет на возникновение и прогрессирование изменений в тканях пародонта. В наше время актуальной остается проблема индивидуального подхода к оптимизации уровня психоэмоционального стресса у студентов в ходе учебной нагрузки, не разработаны комплексные меры по профилактики заболеваний пародонта, для более продуктивной учебной деятельности студентов.

3 психологических проблемы, из-за которых возникает зубная боль: психосоматика как причина болезни

Антон Казаков, куратор исследования

Ни одна из перспектив меня не обрадовала. Я взял месяц на раздумье и отправился искать другое решение. Именно оно разделило мою жизнь на до и после.

– Во время очередного приема стоматолог сказал мне, что один из зубов в любой момент может выпасть. Диагноз звучал как «гранулёма», а по факту был дыркой в челюсти вокруг зуба, с большим гнойным шариком на десне.

Читайте также:
Так ли безопасно это средство? Как принимать Парацетамол от зубной боли

Перспективы были следующие: сереющий пролеченный верхний резец, либо резекция верхушки корня зуба, либо имплант… при условии, что костная ткань челюсти чудесным образом восстановится. Не было гарантий, что план сработает. Единственное, что предрекал доктор, – само собой это точно не пройдёт, надо лечить.

Ни одна из перспектив меня не обрадовала. Я взял месяц на раздумье и отправился искать другое решение. Именно оно разделило мою жизнь на до и после.

На тот момент я увлекался психологией и знал о существовании Новой Германской Медицины. Однако был скептично настроен, что все объясняется биологией 8 класса и легко решается. Тем не менее, я потратил деньги, предназначенные на «лечение» гранулёмы, на обучение психосоматике.

В процессе обучения наблюдал за тем, как сокращается моя гранулема – она уменьшилась в размерах с 5*7 до 0 мм. Снова и снова я сталкивался с одной и той же установкой – нужно быть хорошим мальчиком. А хорошие мальчики зубы не показывают. На каждой сессии я работал над изменением этого убеждения, учился быть не хорошим, а просто собой. И через 15 сессий рентген показал, что вокруг корня моего зуба снова была костная ткань. Сама собой прошла не только гранулёма, но и во многом поменялась моя жизнь.

Оказалось, что и правда, когда меняешься внутри, меняется не только тело, но и все вокруг: жизнь, отношения, среда обитания. Такого в стоматологии не купишь.

Так я увидел, что психосоматика работает. На своем опыте убедился, что наши болезни – это просто биологическая адаптация тела под ощущения себя в окружающей среде. Чтобы гранулема исчезла, мне потребовалось 15 проработок и 20 часов терапии, в течение которых я обнаруживал те или иные поведенческие стратегии, негативные установки, менял их, в свою очередь, тело начинало по-новому адаптироваться.

Чуть позже уже в качестве специалиста по психосоматике я работал и с другими стоматологическими диагнозами – боль, флюс, открытый нерв. А спустя пару лет появился проект Наука 2.0, и я понял, что хочу исследовать тему зубов, точнее «могут ли они так же спокойно регенерировать, как и разрушаться?» Так появилось исследование регенерации зубных тканей.

Научно-исследовательский проект, посвященный регенерации зубных тканей на примере кариеса и адентии

Проект стартовал в июле 2020 года, куратором которого стал Антон Казаков, клинический психолог, специалист PSY2.0. В тестовом исследовании работали 8 специалистов с диагнозами кариес и адентия в двух возрастных группах: 1,5-6 лет и 30-45 лет. В процессе был отработан протокол воздействия, проведены психологические тестирования и опросы. Вот некоторые из полученных результатов:

  1. За кариесом и адентией стоят различные поведенческие стратегии. Основные из них представлены ниже.

  1. Поменять эти стратегии в голове – не равно поменять их в жизни, а значит, не равно включить биологическую потребность в регенерации. Поэтому в основном исследовании мы ввели домашние задания по интеграции новых поведенческих стратегий в жизнь.Те, кто не выполняют задания, будут исключены из исследования.

В основном исследовании мы получим также результаты компьютерной томографии, которые должны будут показать, как могут воздействовать психологические методы на регенерацию зубных тканей.

Что такое зуб с точки зрения психосоматики?

Зуб – это орган, который:
а) состоит из двух разных эмбриональных зародышевых листков: эктодермы и новой мезодермы;
б) выполняет определенную задачу в зависимости от его расположения.

Знание о зародышевых листках помогает понять:
– почему и когда происходит клеточный распад зуба (кариес);
– в каких случаях может происходить клеточный рост зуба (регенерация);
– о чём говорит зубная боль.

Подробнее о зародышевых листках, их биологическом смысле и роли в эволюции можно узнать на обучающих курсах PSY2.0.

Задачи зубов и психологические причины их разрушения

С точки зрения психосоматики, есть несколько причин, почему возникает кариес или крайняя степень его проявления – адентия. Рассмотрим их в зависимости от функции зубов.

1. Кариес и адентия резцов возникает в результате запрета (эмаль) и/или невозможности кусать, хватать, скалиться (дентин).

2. Кариес и адентия клыков возникает в результате запрета/невозможности вступать в бой, вмешиваться, впиваться, хватать, ловить, держать, удерживать.

3. Проблемы малых коренных – запрет/невозможность жевать.

4. Проблемы задних коренных – запрет/невозможность перемалывать.

5. И это не только про пищу. С точки зрения автономной нервной системы, которая управляет всеми тканями и органами многоклеточных животных, человек недалеко ушел от животных.

Поэтому каждый раз, когда мы хотим, но не можем или нам нельзя:

– кого-то или что-то «укусить», например, когда мы хотим то, что нам запретили;
– «показать зубы», например, когда нарушают наши границы;
– «разорвать» и «растереть в порошок», например, когда кто-то более сильный поступает с нами несправедливо;
– получить что-то, удержать и «прожевать», например, ожидаемый результат бизнес-проекта;

включаются эволюционные механизмы биологической адаптации, и зубы начинают подстраиваться под созданную нами среду. Другими словами, каждый раз, когда мы начинаем верить, что нам «что-то не по зубам», зубы начинают адаптироваться к этой идее. И иногда это происходит очень болезненно.

О зубной боли

Интенсивно-острая, зудящая боль характерна для эктодермы. Биологический смысл этой боли в том, чтобы мы не делали ничего запрещенного. Не ели сладостей, не огрызались не старших, не давили на зуб, когда он восстанавливается. Когда исчезает всё, что нам нельзя «делать зубами», происходит регенерация эктодермы (эмали).

Бывает также, что нам никто не запрещает «кусаться», и мы очень хотим это сделать, но не имеем возможности. Как собака, которая выполняет все команды, чтобы получить кость, но в итоге не получает. Так выглядят конфликты самообесценивания для зубов. В эти моменты происходит безболезненный клеточный распад новой мезодермы. Когда «проблема» перестает быть актуальной, начинается клеточное восстановление с болью. Сильная, затяжная, давящая, распирающая боль свойственна новой мезодерме в период регенерации после конфликтов самообесценивания. Обычно именно в этот момент человек идет к стоматологу и обнаруживает там область разрушенной, но восстанавливающейся новой мезодермы – кариес. А точнее кариес в процессе регенерации.

Читайте также:
Всегда ли пациентов ждет долгое восстановление: сколько болит зуб после удаления?

В исследовании мы будем не столько работать с болью, сколько отрабатывать стоящие за зубными проблемами конфликты и исследовать возможности естественной регенерации. Так как во время исследования участники могут сталкиваться с зубной болью, а посещение стоматолога для чистоты научного эксперимента во время исследования не рекомендовано, то мы готовим специальные поддерживающие материалы, которые помогут справиться с болью самостоятельно.

Случаи из практики участников тестового исследования

Интересной особенностью работы с тканями новой мезодермы было открытие – какое обилие конфликтов самообесценивания может скрываться за обычным кариесом одного зуба.

Случай 1.
Женщина, 41 год. Отсутствие 4-х зубов, с остальных сходит эмаль.

Терапия. В процессе 6 консультаций по зубам специалисты отработали:
– отношения: с мамой, папой, дядей, детьми, бабушкой, мужем, собой;
– состояния: жалкая, некрасивая, проблемная, зажатая, удобная, незаметная, плохая, беспомощная;
– поведенческие стратегии: быть незаметной, держать эмоции при себе, наказывать себя одомашенностью и хозяйственностью.

Результат. После терапии клиентка отметила, что стала более радостной, сильной, свободной, умной, расслабленной, «неудобной», свободной. И научилась: смеяться во весь рот, оригинально шутить, ставить себя на первое место, позволять себе всё, самостоятельно принимать решения. Эмаль больше не сходит.

Случай 2.
Женщина, 34 года. Кариес.

Терапия. В процессе 6 консультаций по зубам специалисты отработали:
– отношения: с мамой, мужем и собой;
– состояния: беспомощная, неполноценная, расстроенная, подавленная, капризная, не принимающая, бестолковая, обиженная, грустная, замкнутая, ущербная;
– поведенческие стратегии: смиряться, прогибаться под систему, обижаться.

Результат.
Состояния: легкая, спокойная, гибкая, легко адаптирующаяся, женственная, свободная, мудрая, мягкая, добрая, расслабленная, уверенная, пофигистичная.
Поведенческие стратегии: проявляться, договариваться, быть открытой миру.

Случай 3
Женщина, 36 лет. Кариес у ребенка 6-ти лет.

Терапия. В процессе 6 консультаций по зубам специалисты отработали:
– отношения: с бывшем мужем, с детьми, с собой;
– состояния: растерянная, нереализованная, неадекватная, ненужная, бессильная, виноватая, тревожная;
– поведенческие стратегии: требовать из дефицита, «кусаться» и винить себя, не разрешать себе допускать ошибки, винить себя за то, что не справляешься, обязательно быть лучшей, вести себя дипломатично и тактично.

Результат.
Состояния:
живая, имею право на разные чувства, легкая, свободная, обычная, легкая, наполненная, игривая, спокойная, расслабленная.

Поведенческие стратегии: проявлять себя, проявлять все чувства, разрешить детям проявлять себя и веселиться, позволить детям быть теми, кем они хотят быть.

Со слов самой мамы, до исследования пломбы ставили каждый год, а после исследования был первый раз, когда в этом не было необходимости. Между окончанием тестового исследования и последним стоматолога прошло 5 месяцев. Мама ребенка поделилась фотографией медицинской карты, это было первое посещение стоматолога за все время посещений, которое обошлось без кариеса и пломб.

Что такое психосоматика и как она проявляется: мнение психолога

Один из основных запросов, с которыми люди часто обращаются в Московскую службу психологической помощи, — тревога и стрессы. Специалисты отмечают, что с этими негативными эмоциями обязательно нужно работать, поскольку они могут оказывать серьезное влияние на здоровье человека. О том, какие психологические причины вызывают соматические расстройства, что такое психосоматика и как она проявляется, рассказывает психолог Елена Герасимова.

В жизни мы постоянно накапливаем психическое напряжение, и наш организм сообщает о том, что с ним что-то не в порядке. Это явление называют «психосоматическим расстройством». Психосоматика — направление в медицине и психологии, которое изучает, как чувства и переживания влияют на физическое здоровье человека.

Психологические причины, которые могут вызывать соматические болезни:

  • Нехватка положительных эмоций (возникновение сниженного настроения, тревоги, депрессии, стресса). Позитивные впечатления необходимы человеку не меньше витаминов.
  • Негативные разрушительные мысли, направленные на самого себя или на других людей: «все плохо».
  • Повторение определенных фраз, провоцирующих проблемы со здоровьем (например, фраза «видеть тебя не могу» может привести к близорукости).
  • Добровольный «перенос» на себя заболеваний кого-то из близких людей (идентификация).
  • Изматывающее чувство вины, самобичевание.
  • Самовнушение под влиянием авторитетных, на взгляд человека, источников (информация из энциклопедий, интернета, телевидения).
  • Манипуляция несуществующей, надуманной болезнью (с помощью болезни человек пытается организовать действия и чувства других людей).

Когда сердце болит

К психологу обратилась 25-летняя москвичка Маргарита. Девушка встречалась с молодым человеком Иваном на протяжении двух лет. Она мечтала выйти замуж и создать семью. Ивана, наоборот, все устраивало. Он не торопился законно оформлять отношения, так как считал, что спешить ни к чему, нужно пожить для себя. Девушка не раз поднимала разговор о замужестве и рождении детей, но молодой человек раздраженно отвечал: «А зачем нам формальности? Нам и так хорошо вместе! Ты готова вообще быть матерью? Эти детские пеленки, крики и все такое? Ты сама привыкла к тишине, а ребенок постоянно будет требовать внимания. Хочешь — нянчись с племянницей». Такой ответ, причем полученный не в первый раз, девушку не устроил, и в паре разразился очередной скандал. Начались обвинения Ивана в несерьезности и безответственности. Но он продолжал стоять на своем.

Молодые люди приняли решение на время разойтись. Каждый задумался о своем. Маргарита очень переживала, ее стали мучить частые головные боли, бессонница, возникли потеря аппетита и нарушение сердечного ритма, периодически повышалось артериальное давление. Самочувствие ухудшалось, пришлось обратиться к врачу. Обследование патологии не выявило. Врач порекомендовал ей обратиться к психологу.

«Функциональное нарушение сердечного ритма — это реакция на конфликтные ситуации, тревожность, когда человек принимает все близко к сердцу. Существует связь между страхом и сердечным ритмом. Кровеносные сосуды регулируют вегетативную нервную систему, которая связана с нашими эмоциями и напрямую взаимодействует с чувствами», — отмечает психолог.

Читайте также:
Как и чем снять зубную боль: самые эффективные и быстрые способы

Психическое напряжение, конфликты и волнения приводят к сокращению гладкой мускулатуры, изменению состояния сосудов и, как следствие, повышению артериального давления, нарушениям сердечного ритма, боли в области груди. Страх может вызвать учащенное сердцебиение и боль в сердце, и наоборот, боль с измененным сердечным ритмом может вызвать страх. Оба процесса усиливают воздействие друг на друга и бесконтрольно переходят в приступ.

Как можно себе помочь

В момент возникновения знакомой боли запомните все детали ситуации: какие вы совершали действия, как выглядели, какие испытывали ощущения, что думали. Если в это время вы с кем-то беседовали, обязательно сохраните в памяти слова собеседника, свои мысли по поводу них. Это поможет проанализировать и определить, на что конкретно вы реагируете.

Выделяют следующие психосоматические нарушения:

  1. заболевания:
    • сердечно-сосудистой системы (гипертония, ишемическая болезнь сердца — самые опасные, так как приводят к инсультам и инфарктам);
    • желудочно-кишечного тракта (язва желудка и 12-перстной кишки, язвенный колит);
    • эндокринные (сахарный диабет, базедова болезнь — тиреотоксикоз);
    • дыхательной системы (бронхиальная астма);
    • кожной системы (нейродермиты, чесотка на отдельных частях тела);
    • опорно-двигательной системы (ревматоидный артрит, остеохондроз);
    • головные боли (боли напряжения — мышечные боли шеи, затылка, висков, давящие тупые боли, сочетающиеся с другими болями, например, болями в ногах; боли, охватывающие «всю голову», приступообразные, острые, пульсирующие, не сочетающиеся с другими болями; боли односторонние, иногда охватывающие обе стороны);
    • онкологические заболевания (опухоли, новообразования);
  2. вегетоневрозы — на первом месте вегетативные симптомы (нет органических поражений):
    • кардионевроз — распространяется на сердечную систему;
    • гипервентиляционный синдром — патологическое состояние, схожее с астмой, без органического поражения с распространением на дыхательную систему (при сохранности всех органов);
    • панические атаки — проявляются в мощном вегетативном сдвиге, (нарушение сердечно-сосудистой деятельности, желудочно-кишечного тракта, чувство нехватки воздуха, повышение артериального давления, ощущение страха, тревоги, тремор и т. д.);
  3. истерическая конверсия — истерические симптомы могут быть проявлены в любых заболеваниях, возникают, когда человек хочет достичь определенной цели путем демонстраций и манипуляций.

Когда выдуманная болезнь становится реальностью

27-летняя Виктория по настоянию матери получила высшее экономическое образование, но по специальности работать не хотела. Ее молодой человек предлагал различные варианты трудоустройства, но девушка находила любые отговорки и причины, чтобы не работать. Ей нравилась беззаботная жизнь, и менять она ничего не хотела. Молодого человека на неделю отправили в командировку, он порекомендовал девушке найти работу, так как у нее могут возникнуть финансовые трудности. Пообещав заняться этим вопросом, через три дня Виктория заскучала. Большую часть денег, оставленных на продукты, она потратила на дорогое платье и решила напроситься к замужней подруге в гости: «там всегда найдется что-нибудь перекусить». Викторию быстро утомили посиделки, поскольку четырехлетняя дочь приятельницы требовала постоянного внимания. Вика начала раздражаться, ведь она пришла поделиться проблемами, а тут ребенок не дает спокойно поговорить! Девушка покинула дом.

Когда молодой человек вернулся, первым делом поинтересовался, каковы успехи с поиском работы у Виктории, и был вовлечен в красочный рассказ о безрезультатных неудачных собеседованиях с демонстрацией нового платья. Молодого человека разозлила выходка, и он поставил ультиматум: или Виктория ищет работу, или они расходятся. Девушка не ожидала такого поворота событий. Что же делать?

На следующее утро Виктория пожаловалась на плохое самочувствие, ссылаясь на боли в области сердца, слабость, головокружение и тошноту. Виктория симулировала заболевание, решив потянуть время. Через неделю непрекращающегося «плохого самочувствия» молодой человек отвез Викторию к врачу для обследования. Результаты показали полное здоровье. Удостоверившись в обмане, мужчина принял решение расстаться. Вика слезно умоляла его сохранить отношения, утверждая, что ей «действительно плохо» и она нуждается в помощи. Молодой человек дал ей второй шанс. По прошествии некоторого времени в одно утро девушка проснулась от сильной боли в области груди и одышки. Она испугалась, впала в громкую истерику. Вызвали скорую помощь. На этот раз Виктория не симулировала, проявились реальные симптомы. Ее направили на лечение в клинику неврозов с диагнозом «Психосоматическое расстройство». После успешного лечения Виктория обратилась к психологу.

Упражнения, которые помогут улучшить состояние:

Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Нужно сделать глубокий вдох и постараться одним выдохом задуть ее. Повторите. И еще раз.

Теперь представьте, что вам нужно задуть пять маленьких свечек. Делайте глубокий вдох и задувайте их по очереди маленькими порциями выдохов. Повторите. И еще раз.

«Моя болезнь в рисунке»

Нарисуйте и расскажите самому себе или кому-то из близких:

  • Как вы узнали о болезни?
  • Как вы изменились, когда это произошло?
  • Что самое страшное вы представляете о своей болезни?
  • Что произойдет, когда вы выздоровеете?
  • Что для вас быть здоровым и сильным?
  • Как вы видите себя в будущем?

«Солнышко»

Нарисуйте солнышко с лучиками и на этих лучиках напишите свои положительные качества. Зачитайте их вслух себе или кому-либо из близких.

Видите, сколько в вас положительных качеств! Есть за что себя похвалить и любить. Делайте это чаще!

Подробнее узнать о психосоматике и получить ответы психолога на интересующие вопросы можно у специалистов Московской службы психологической помощи как на индивидуальных консультациях, так и во время вебинаров. Записаться на консультации и онлайн-занятия можно на сайте.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: